№2, 2015/Век минувший

«Двоеточие», «колокол», «нить», или Клим Самгин как аллегория

«Жизнь Клима Самгина», не надеясь на понимание современников, Горький адресовал потомкам. Но до сих пор нет уверенности, что мы его правильно поняли. И чем дальше, тем больше исследователи убеждаются: чтобы проникнуть в тайну этого романа, надо идти от поэтики, от феномена «нового Горького». У «нового Горького» есть, однако, нечто общее с Горьким старым. Нечто весьма существенное, а именно: тяга к иносказанию. С той лишь разницей, что в ранних произведениях символика у него прозрачна, а в «Самгине» наводит на мысль о криптограммах.

Из всего написанного о романе в последние годы одна из наиболее интересных интерпретаций принадлежит С. Сухих. По его мнению, в «Жизни Клима Самгина» Горький «преодолевает себя», исповедует принцип объективности, предполагающий «отчуждение романного мира от авторской точки зрения» и воссоздание предельно от нее далекой «точки зрения на мир романного события одного из его участников»1. Исследователь объясняет своеобразие последней книги писателя ее жанром, относит «Жизнь Клима Самгина» к редкому типу «центростремительного», «персонажного» романа. Но в том-то и дело, что персонаж тут — самая большая загадка.

«Самгина» при всем желании нельзя поставить в один ряд с «обыкновенными» и «скучными историями», характерными для русской литературы. Для объективного романа здесь порой слишком ощутимо авторское присутствие. Нетрудно догадаться, кто думает за Клима о близкой тому женщине: она стала «ямой, куда он выбрасывал сор своей души». А реакция Самгина на неудобства, которые ему приходится терпеть в прифронтовой зоне: «Где же я буду пить, есть, спать?», — что это, если не прямое обличение?

Но в целом, конечно, присутствие хроникера в романе хорошо замаскировано. Для выражения своей позиции в «Жизни Клима Самгина» Горький выработал сложную систему устойчивых индивидуально-авторских тропов, литературных, политических и философских подтекстов.

Основу повествования составляет миф о Самгине, который не может не вызвать недоумения: человеком весьма скромного творческого потенциала и более чем скромных волевых качеств восхищаются люди по-настоящему незаурядные. Мнение Лютова: Самгин — «не пехота, не кавалерия, а — инженерное войско, даже, может быть, генеральный штаб», «Самгин <…> ждет своего дня, копит силы, а дождется, выйдет на свет — тут все мы и ахнем!». Марина Зотова видит в Самгине «интересный» тип «несогласного». «Про вас Иван рассказывает как про человека в самом деле необыкновенного, как про одного из таких, которые имеют несчастье быть умнее своего времени», — передает Тося Климу слова Дронова. Даже Бердников вынужден признать у Самгина хотя и бесполезный с предпринимательской точки зрения, но яркий ум. К лету 1914 года, констатирует хроникер, о Самгине «весьма единодушно» говорили: «Умный человек». Самому герою трудно поверить в искренность подобных оценок — как правило, он видит в зеркале растерянного человека с серым, «досадно не умным» лицом.

Нельзя не заметить, что никогда раньше в русской литературе к личности не предъявлялись столь высокие требования: явиться социальным реформатором, творцом, сказать человечеству новое слово. Даже если какой-либо персонаж и страдал от честолюбивой мысли («Во мне погиб Достоевский, Шопенгауэр»), то обычно трезвел, едва успев ее выговорить: «Я зарапортовался». В XIX веке пределом мечтаний был герой, способный освободить страну от «внутренних врагов», но, когда такой освободитель явился, автор «Несвоевременных мыслей» развенчал его как «революционера на время». И не только по причине своего ницшеанства. В советское время у писателя появилась пусть неполная, но альтернатива гению — творческое множество, «маленький великий человек». Лишь в том случае, если этот маленький не готов слиться с коллективом в едином созидательном порыве, он клеймится Горьким как «мещанин». Самгин, таким образом, разочаровывает своего создателя дважды — и тем, что не дотягивает до сверхчеловека, и тем, что не желает раствориться в массе.

Горький за каждым деревом видит лес, каждый его герой — олицетворение той социальной силы, к которой принадлежит. Социальная функция личности определяет в романе и ее художественную характеристику — как правило, заведомо предсказуемую, на грани маски. Если у Горького появится жандарм, то он обязательно отравит «воздух своей ленью», начальник тюрьмы предстанет маленькой черной фигуркой «с бесцветным, стертым лицом заигранной тряпичной куклы, с револьвером у пояса и шашкой на боку», солдаты, соответственно, — мелкими людьми, чьи разнообразные лица «туго натянуты хмурой скукой, и одинаково пусты их разноцветные глаза», а все соотечественники вернувшемуся из-за границы Климу покажутся неотличимыми друг от друга, как спички. Когда же о представителе бессильной либеральной журналистики Варавка говорит: «Комнатная собачка», — не могут не прийти на память пингвины и гагары молодого Горького.

С Климом Самгиным, однако, дело обстоит намного сложнее. В этом случае Горький прибегает к странным метафорам. Его герой то вдруг представит себя «тонким и длинным, точно нитка, — она запутанно протянута по земле, и чья-то невидимая рука туго завязывает на ней узлы», то почувствует, «что буйство мысли раскачивает его, как удары языка в медное тело колокола». Странности эти имеют непосредственное отношение к социальной судьбе героя. Интеллигент в третьем поколении, Самгин вырос с комплексом вины перед мужиком, ему с детства внушали, что он — Исаак, уготованный в жертву «народушке». В «Несвоевременных мыслях» Горький сравнивает русский народ с огромным дряблым телом, лишенным «вкуса к государственному строительству» и «почти недоступным влиянию идей», а интеллигенцию — с головой, «болезненно распухшей от обилия чужих мыслей», и пишет, что связаны эти органы «не крепким позвоночником единства желаний и целей, а какой-то еле различимой тоненькой нервной нитью»## Горький М.

  1. Сухих С. И. Максим Горький и другие. Избранные статьи. Н. Новгород: Поволжье, 2007. С. 103.[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 2015

Цитировать

Борисова, Л.М. «Двоеточие», «колокол», «нить», или Клим Самгин как аллегория / Л.М. Борисова // Вопросы литературы. - 2015 - №2. - C. 300-321
Копировать