№3, 1974/Обзоры и рецензии

Драматургия Советского Азербайджана

Яшар Караев, Современность и наша сцена, Баку, 1972, 252 стр. (на азербайджанском Азыке).

Книга Я. Караева «Современность и наша сцена» охватывает 60-е годы азербайджанской драматургии и театра, давая критико-теоретический их обзор за десятилетие.

Рассматриваемый период вошел в историю азербайджанской драматургии в основном как период комедии – жанра, с которого, кстати, начиналась классическая национальная драматургия.

Три темы привлекают внимание исследователя в первую очередь: проблема современности комического жанра, нравственная коллизия как основное содержание сегодняшней азербайджанской комедии и проблема героя как главный вопрос ее развития. В ходе исследования темы эти обнаруживают, разумеется, тесную взаимную связь.

С точки зрения автора, достоинства и недостатки многих комедий в первую очередь зависят от выбора героя, сконцентрировавшего в себе те или иные стороны современной действительности. Проблема современности – это прежде всего проблема героя, его нравственного облика. За героем комедии, считает автор, необходимо видеть целый комплекс социальных и моральных проблем, которые и образуют комическую коллизию. Комическая коллизия возникает не тогда, когда «положительное» демонстрирует свое превосходство над слабосильным «отрицательным», а когда идет настоящая, напряженная борьба светлого и высокого с уродливым, безобразным, но по-своему значительным и потому опасным.

С этой точки зрения представляет, например, несомненный интерес тонкий анализ таких произведений, как «Ширинбала набирает баллы» С. Гадирзаде и «Ну и в передрягу попали» Ш. Гурбанова. Рассматривая эти произведения, автор анализирует их современное содержание ив то же время касается проблем, имеющих общезначимый смысл.

Заинтересовывают также размышления автора о положительном комедийном герое в связи с анализом комедии М. Ибрагимова «Деревенская девушка». Возможен ли в комедии полнокровный, достойный подражания, вполне «положительный» комедийный герой? Да, отвечает исследователь и в качестве примера приводит образ Бановши, который он считает достижением не только М. Ибрагимова, но и всей азербайджанской советской комедиографии. «М, Ибрагимов, – пишет Я. Караев, – своей Бановши создает именно образ тех, в чьих делах и поведении реализует свои функции «его величество» всепобеждающий смех» (стр. 87).

Критик выступает за острую конфликтность драматургии, и это относится не только к комедии; высшие образцы подлинной драматургической конфликтности связаны, по мнению критика, с монументальным героико-философским театром Д. Джабарлы, Г. Джавида, С. Вургуна.

Однако масштабность, монументальность не противопоставляются в книге поэтике тонкого психологизма; напротив, автор призывает к синтезу интеллектуально-философского и лирического стилей. Так, немало внимания уделяет Я. Караев и лирико-психологической драме (прежде всего пьесам И. Эфендиева). Произведения И. Эфендиева «Ты всегда со мной», «Не могу забыть», «Уничтоженные дневники» критик относит к лирико-психологической драме, но видит в то же время устремленность этого «чувствительно – эмоционального» театра к театру активных «социальных страстей», к монументальной драматургии.

В работе подвергаются обоснованной критике мелкотемье, эмпиризм, рецидивы «теории бесконфликтности», бескрылое бытописательство. Важным достоинством исследования является умение автора анализировать драматургическое произведение в единстве со сценическим воплощением.

Вопросы соотношения современности с традициями, а также значения классики занимают в книге важное место. В частности, размышляя о роли национального классического наследия в поисках современных драматургов, автор обращается к творчеству Дж. Мамедкулизаде; раскрывая философскую проблематику его произведений, Я. Караев связывает анализ с сегодняшними нашими раздумьями о человеке и его роли в мире, показывая перспективность классической традиции на конкретном примере. С рядом положений автора книги можно спорить; так, вызывают сомнение некоторые рассуждения критика о профессиональной драматургии и профессиональном театре, в частности его мнение, что азербайджанский профессиональный театр – явление более позднее, чем оригинальная национальная драматургия; но это уже вопрос специальный и выходящий за рамки рецензии.

В целом же книга Я. Караева «Современность и наша сцена» представляется основательной работой, содержащей серьезные мысли и тонкий анализ поставленных в ней проблем,

г. Баку

Цитировать

Османлы, В. Драматургия Советского Азербайджана / В. Османлы // Вопросы литературы. - 1974 - №3. - C. 271-272
Копировать