№11, 1978/Идеология. Эстетика. Культура

Девятая московская… (С совещания главных редакторов литературно-художественных журналов социалистических стран)

Активно участвовать в идеологической и идейно-воспитательной работе коммунистических партий – этой высокой задаче подчинена деятельность творческих союзов братских стран. И для писателей, работников литературно-художественных изданий, критиков и литературоведов, связанных узами творческой дружбы, здесь открывается широкое поле деятельности. Исследование кардинальных проблем мирового революционного развития, идейно-эстетических завоеваний социалистической культуры, анализ общих процессов, протекающих в художественной жизни братских стран, укрепление сил в борьбе за социалистическую культуру, гуманизм и социальную справедливость, разоблачение реакционных концепций, бездуховной опустошенности буржуазного общества – такова программа деятельности художественной интеллигенции братских стран на идеологическом фронте.

Дружба социалистических литератур, спаянных единством идей интернационализма и коммунизма, общностью исторических судеб, наполняется конкретным реальным содержанием.

Доброй традицией стали периодические встречи руководителей творческих союзов и совместные заседания секретариатов, где происходит плодотворный обмен опытом, совершенствуются формы работы, обсуждаются вопросы эстетического развития в социалистическом обществе. Постоянно работают смешанные государственные комиссии по переводам и изданию художественных произведений писателей братских стран. На читательские полки уже встали пятнадцатитомные библиотеки литератур Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Чехословакии. Появляются труды, сборники критических работ, подготовленные учеными братских стран; проходят международные конференции и симпозиумы; редакции журналов и газет публикуют совместно подготовленные подборки материалов, сообща проводят «круглые столы», выпускают номера, посвященные той или иной социалистической литературе; ежегодно встречаются руководители литературно-художественных журналов и газет. И какая бы конкретная тема ни была вынесена на повестку дня международной конференции, симпозиума, встречи, на каком бы литературном материале она ни рассматривалась, есть одна общая черта, характеризующая нашу сегодняшнюю работу; от первого знакомства мы все смелее переходим к глубокому анализу состояния дел, говорим и о достижениях, и о том, что мешает успешному движению вперед, и о планах на будущее.

Так было и на девятой встрече главных редакторов литературно-художественных журналов, проходившей летом этого года в Москве. Участникам встречи, на которой присутствовали делегации Болгарии, Венгрии, Вьетнама, ГДР, Кубы, Монголии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии, предстояло обсудить два вопроса: тема современности в литературе и ее освещение на страницах журналов; работа с молодыми писателями.

Современная тема в литературе – именно здесь проходит передняя линия борьбы за человека, за его будущее, за новый тип цивилизации, за само существование мира и человечества. Какой бы ракурс этой проблемы ни был избран, в центре неизменно окажется главное – наш современник, строитель коммунизма и социализма, человек, ощущающий себя «за все в ответе» (А. Твардовский), осознающий себя в связях с обществом, с прошлым и будущим, со всем миром. Непременно будет поставлен вопрос о выработке нравственно и граждански активной позиции героя, о воспитании читателей в духе коммунистических идеалов.

«Мы переживаем очень интересный и вместе с тем сложный этап развития… – говорил Л. И. Брежнев на XV съезде профсоюзов. – Нам еще предстоит многое искать, продумывать, испытывать. Настраивать себя всем нам необходимо именно на такой, творческий стиль работы».

Творческий стиль работы для литературно-художественных журналов означает, прежде всего, умение и способность проводить в жизнь политику Коммунистической партии, активно участвовать в строительстве социализма и коммунизма, национальной и интернациональной культуры. Об этом говорил, открывая настоящую встречу, секретарь Правления СП СССР В.Озеров.

Слово предоставляется Н. Федоренко («Иностранная литература»);

– Прошел год после знаменательной Софийской встречи писателей на тему: «Писатель и мир: дух Хельсинки и долг мастеров культуры». Более 150 мастеров слова собрались в Болгарии, чтобы обменяться мнениями по насущным проблемам современной мировой литературы, продемонстрировать перед всем человечеством решимость отстаивать дело мира, прогресса и гуманизма. Конференция в Софии продолжила благородную традицию конгрессов в защиту культуры 30-х годов. Этот представительный международный форум отразил умонастроения литераторов различных философских и эстетических взглядов, отчетливо выявил их полную поддержку политики разрядки международной напряженности, безопасности и сотрудничества народов, подтвердил их твердую волю не допустить, чтобы наша планета погибла в пламени термоядерной войны.

Советские писатели, как и литераторы других социалистических стран, заняли на этой конференции четкую идейно-эстетическую позицию. В своих выступлениях они говорили о месте и роли художника в идеологических битвах современности, рассматривали проблему борьбы за мир в единстве ее политических, общественных и художественных аспектов.

Такая же четкость в рассмотрении идеологических, общественных и литературных вопросов отличала работу советской делегации во время двух встреч с американскими литераторами, которые проходили сначала в Москве (ее тема: взаимосвязи и взаимовлияния русской и американской литератур), а затем в Нью-Йорке (современный советский и американский роман). Состоявшееся обсуждение показало, что в наше время не может быть «нейтральных», «чисто профессиональных» вопросов, в нынешнем мире писатель каждой своей строкой должен давать ответ, по какую сторону баррикады он сражается; мало только изображать жизнь, надо постоянно ощущать себя ее активным борцом и созидателем.

– Художественное исследование жизни современного общества, характера человека стоит в центре венгерской литературы, – включается в обсуждение П. Фехер («Критика», Венгрия). – Большой популярностью пользуется серия социографических очерков «Открытие Венгрии». Традиция эта восходит к 30-м годам. Тогда известные «народные писатели» заявили о своей жизненной, общественной позиции не только в собственно художественных произведениях, но и в очерках, жанр которых определили как социографический.

Возрожденная в середине 60-х годов, эта серия наглядно подтвердила: появление социографических очерков отвечает жизненной потребности литературы, свидетельствует о том, сколь действенным может быть художественное слово в условиях социализма.

Сегодняшний социографический очерк, – сказал далее П. Фехер, – даже тогда, когда он поднимает острые проблемы, направлен на укрепление завоеваний социализма. Долг писателя – помогать преодолевать недостатки, способствовать конструктивному разрешению конфликтов. И такая работа литератора очень важна. Один только пример: известный венгерский писатель Д. Молдова написал очерк о железнодорожниках. Он рассказал об их героическом труде, но увидел и недостатки в их работе. Очерк обсуждался руководителями железнодорожного транспорта: вопросы, поднятые Д. Молдовой, признаны своевременными и важными, критика – справедливой, а сам автор был избран почетным железнодорожником. Это пример настоящего, делового подхода к критике.

Разумеется, задача изображения жизни современного общества стоит не только перед очерком. Большая литература столкнулась с целым рядом острейших вопросов: как идет развитие личности в условиях социализма, каковы ее взаимоотношения с обществом, как она осознает себя в связях с миром, с историей. На более высоком философском уровне происходит и осмысление прошлого, – достаточно вспомнить «Загадку Прометея» Л. Мештерхази, «Хозяина табуна» И. Галла. И критика должна быть подготовлена к анализу более сложного художественного воссоздания действительности. Само занятие писательской и критической деятельностью требует серьезных знаний в области философии, социологии, экономики, истории.

Главным направлением в социалистическом искусстве, – и это особо подчеркивалось на XXV съезде КПСС, – является тема труда, тема рабочего класса. Ни для кого не секрет, что на пути овладения этой темой писателей поджидали неудачи; в свет выходили серые, невыразительные книги. Да и критика поначалу недостаточно взыскательно подходила к их оценке, считая, что важность темы «перекрывает» художественные просчеты и слабости. Сейчас в ряде стран положение меняется: авторам наиболее значительных произведений удалось слить воедино производственные и нравственные проблемы, глубже проникнуть в самую суть конфликтов, возникающих в обществе. Писатель современной темы выступает как подлинный исследователь: освещение им жизненных явлений способно опережать привычные представления, заставляет читателей задуматься над только еще возникающими тенденциями.

– Укрепление связей писателей с жизнью, – подчеркнул в своем выступлении А. Ананьев («Октябрь»), – идет разными путями, в том числе и через очерк. Этому в значительной степени способствуют постоянно действующие литературные посты, установленные на крупнейших промышленных объектах, стройках и в экономических регионах страны – Курской магнитной аномалии («Знамя»), КамАЗе («Новый мир»), Нурекской ГЭС («Дружба народов»), Тюменской земле и в Российском Нечерноземье («Октябрь»). Держать пост в крупном экономическом регионе – непростая задача. Ведь Российское Нечерноземье – это двадцать девять областей и автономных республик. Здесь сосредоточено около половины промышленных предприятий и чуть ли не половина населения России; здесь около десяти тысяч колхозов и совхозов, за которыми закреплено почти пятьдесят миллионов гектаров сельскохозяйственных угодий. Редакции пришлось провести большую подготовительную работу. Добрую службу сослужил опыт, накопленный за четыре с половиной года работы первого литературного поста «Октября» – «На земле Тюменской». Тогда удалось найти эффективную форму действенной связи с тюменцами, по-настоящему узнать, какие сложные проблемы приходится решать геологам, нефтяникам, газовикам, строителям, ученым, партийным, советским и хозяйственным работникам этого края, которому волею партии назначено стать главной энергетической базой страны. Был создан общественный совет литературного поста, сопредседателем которого стал главный редактор «Тюменской правды» Н. Лагунов. Это дало возможность почувствовать себя в центре событий, происходящих на Тюмени.

Устанавливая литературный пост на Нечерноземье, – продолжил свой рассказ А. Ананьев, – редакция «Октября» совместно с коллегиями Министерств сельского хозяйства РСФСР и сельского строительства РСФСР также утвердила общественный совет, куда вошли министр сельского хозяйства РСФСР Л. Я. Флорентьев, ученые, руководители колхозов и совхозов, писатели, партийные и советские работники. Участие в работе литературного поста позволит авторам журнала лучше познакомиться с жизнью села, увидеть перемены, происходящие в нем, а в результате создать новые значительные произведения о советском человеке, преобразователе земли.

Продолжение горьковских традиций советской литературы, утвердившихся в годы легендарных первых пятилеток, – примечательная черта сегодняшнего дня. Писательские бригады ездят в самые отдаленные районы страны, встречаются с рабочими, колхозниками, представителями интеллигенции. Тема, поднятая в выступлении А. Ананьева, была подхвачена С. Баруздиным («Дружба народов»). Он отметил положительный опыт журналов, шефствующих над важными объектами пятилетки. Не случайно произведения, созданные на основе материала, почерпнутого на передовой линии социалистического строительства, находят живой отклик у читателей. Сегодня это не только очерк, публицистическая статья, стихотворение, но и произведение большой формы. Так, в портфеле журнала «Дружба народов» – новый роман о строителях Нурекской ГЭС. Роман этот интересен тем, что главный его герой – русский человек, один из зачинателей нурекской стройки, – показан глазами таджикского писателя.

Своеобразие нынешнего этапа коммунистического и социалистического строительства состоит в том, что экономические, производственные, научные проблемы, которые поставил перед человеком век научно-технической революции, взаимообусловлены, взаимосвязаны с проблемами этическими, с идейными качествами человека. От человека жизнь требует нового, более высокого уровня сознания, более зрелого миропонимания.

– Исследование произведений, написанных на современную тему, – сказал В. Голев («Септември», Болгария), – наглядно убеждает, что социалистическая литература не избегает острых коллизий, не замалчивает негативных явлений. Но разговор обо всем этом ведется писателем с партийных позиций, с учетом реальных перспектив общественного развития. Больше того, если художник обращается к прошлому, но освещает его с высоты социалистического идеала, мы вправе считать, что его произведение «работает» на современность, позволяет в новом ракурсе осветить страницы истории.

Мы являемся свидетелями интересного и содержательного этапа в развитии болгарской прозы. Г. Караславов, Э. Станев, К. Калчев, А. Гуляшки, П. Вежинов, Б. Райнов, Й. Радичков, Н. Хаитов – каждый из названных здесь писателей являет собой неповторимую творческую индивидуальность, вносит свой вклад в фонд национальной культуры.

Есть немало проблем, решаемых в каждой литературе по-своему, но есть один важный момент, общий для всех социалистических литератур: новый подход к современной тематике, новые повороты в обрисовке героя наших дней.

Цитировать

От редакции Девятая московская… (С совещания главных редакторов литературно-художественных журналов социалистических стран) / От редакции // Вопросы литературы. - 1978 - №11. - C. 149-163
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке