№8, 1986/Заметки. Реплики. Отклики

Да, факты – строгая вещь

Как и В. Сахаров, я также считаю, что «факты – строгая вещь», особенно если к ним относиться объективно и вдумчиво. В своем ответе я буду опираться исключительно на факты.

1.Во всех своих статьях В. Сахаров утверждает, что «к середине 60-х годов отношение Толстого к Одоевскому существенно изменилось», а «встречи эти совпали с периодом напряженной работы Толстого над эпопеей «Война и мир». «Тогда-то он и появился в московском салоне Одоевского и стал его завсегдатаем» 1. В последней, статье «Забытый друг Толстого» сказано еще категоричней: «В частности, Скайлер свидетельствует, что Толстой в 1867- 1868 годах был постоянным посетителем салона Одоевского» 2. Начнем с того, что Скайлер не «свидетельствует», так как в приведенной В. Сахаровым цитате из его «Воспоминаний» сказано: «Здесь я однажды встретил графа Льва Толстого, старого знакомого князя». Значит, всего лишь «однажды», что немаловажно. Не мог «свидетельствовать» еще и потому, что сам приехал в Москву осенью 1867 года, -письмо И. С. Тургенева к Одоевскому с просьбой принять Скайлера и познакомиться с ним датировано 17/29 сентября 1867 года. Но есть еще и другое немаловажное обстоятельство, отвергающее право утверждать, что уже в 1867 году Толстой стал «завсегдатаем» дома на Смоленском бульваре. На протяжении 1867 года Толстой шесть раз побывалвМоскве, всегда на несколько дней и с очень определенной целью (печатание «Войны и мира», переговоры с издателями, художником М. Башиловым, поездка на Бородинское поле) или в связи с особыми обстоятельствами (похороны Д. А. Дьяковой, болезнь А. Е. Берса). Правда, в письмах к С. А. Толстой дважды упоминается С. А. Соболевский, с которым Толстой был ранее знаком и специально ездил в «Клуб» для получения сведений о книге, необходимой ему для работы над «Войной и миром». В письмах к С. А. Толстой, отправляемых из Москвы, содержащих подробную информацию о том, как он проводил там время и чем занимался, посещение салона Одоевского не упоминается. Скайлер же не мог там встретиться с Толстым, так как осенью 1867 года писатель приезжал в Москву один раз в сентябре, когда Скайлер еще не появился в московском свете, а другой раз – в ноябре, и только на два дня, по делам печатания «Войны и мира». Таким образом, очевидно, что 186? год как год активного и частого общения обоих писателей должен быть вычеркнут из текста статьи В. Сахарова как необоснованный.

В своем письме В. Сахаров настаивает на 1868 годе. Толстой действительно провел в Москве время с 14 февраля по 10 мая. За этот период в дневнике Одоевского сделано пятнадцать записей, отмечены некоторые визиты, в частности посещение Скайлера. Единственная запись, относящаяся к Толстому за эти почти три месяца, сделана 7 апреля, где Толстой представлен как личность новая для окружения Одоевского: назван полностью с титулом (дважды), с уточнением в скобках – «Война и мир».

  1. »Контекст. 1981″, М., 1982, с. 210 – 211. []
  2. В.Сахаров, Дела человеческие, с. 40.[]

Цитировать

Розанова, С. Да, факты – строгая вещь / С. Розанова // Вопросы литературы. - 1986 - №8. - C. 207-211
Копировать