№8, 1986/Мозаика

Среди журналов и газет

«СОВЕТСКИЕ АРХИВЫ» ЗА 1985 ГОД. В№ 2 помещено никогда не публиковавшееся письмо А. Т. Твардовского. Адресовано оно полярному исследователю Л. М. Старокадомскому, участнику Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана, совершавшей плавание на судах «Таймыр» и «Вайгач». Экспедиция приступила к работе в 1910 году и в течение четырех лет ежегодно в навигацию с июля по октябрь совершала плавание в Северный Ледовитый океан. Основная задача экспедиции состояла в гидрографическом изучении восточной части Северного Морского пути.

В 1914 году льды затерли «Таймыр» и «Вайгач», и экспедиция была вынуждена остаться на зимовку. В 1915 году из-за условий военного времени экспедиция была расформирована.

Спустя тридцать лет вышла в свет первая книга об этой экспедиции – «Пять плаваний». Ее автор – доктор медицинских наук, участник экспедиции, судовой врач «Таймыра» Леонид Михайлович Старокадомский. В ЦГАНХ СССР в личном архиве ученого хранится письмо Твардовского.

«Москва, 4.I.55

Глубокоуважаемый Леонид Михайлович!

Так вот получилось, что на присланную Вами книгу «Пять плаваний» я не отозвался тотчас, а потом она куда-то ушла из-под рук, а потом, – полугодие это было очень сложным в моей жизни, – дело как бы подзабылось. Хорошо, что Вы напомнили мне о своем подарке, хотя мне и пришлось испытать большой стыд за свое полуневольное хамство. Главное – хорошо то, что разыскав книгу, я прочел ее – и прочел с большим удовольствием. За праздничной пустопорожней суетой я имел эти отрадные часы, когда вчитывался в эти страницы со всей их живостью и обстоятельностью. Кажется, у немцев есть такая поговорка, что вне обстоятельности нет занимательности. Это очень верно. Цели и задачи, организация и работа, условия и быт экспедиций, описанных Вами, – все это мне было крайне интересно, – я вообще с годами все более люблю такую дельную, фактическую прозу и всегда готов предпочесть ее беллетристическим конструкциям. Словом, большое Вам спасибо, Леонид Михайлович, за эту книгу, о которой я гораздо больше и подробнее мог бы сказать на словах и уже много говорил о ней моим друзьям.

Не гневайтесь на меня за невнимательность, какую я за суетой своих прошлогодних дел проявил к Вашей работе.

Очень рад, что мой двухтомник доставил Вам хоть малую радость в канун Нового года. О Вашем горе не хочу говорить пустых слов утешения – горе большое, и только время способно ослабить его давление на душу. Желаю еще раз Вам, дорогой Леонид Михайлович, твердости духа, присущей людям подобной породы, здоровья и долголетия.

Ваш А. Твардовский».

Публикацию на страницах «Советских архивов» подготовила А. Новикова.

В № 4 Н. Травушкин знакомит с историческими судьбами рассказа А. М. Горького «Весенние мелодии», фантазия «Весенние мелодии» была создана Горьким в начале марта 1901 года под впечатлением подъема революционного движения, «Писатель изобразил под видом птичьих разговоров общественные настроения, птицы наделены у него чинами и званиями: действительный статский снегирь, надворный воробей, потомственный почетный филин и т. д. Аллегория завершается песней о буревестнике, которую поет своим товарищам чиж. Рассказ, предложенный московской газете «Курьер», был запрещен цензурой. Конец же «Весенних мелодий» – «Песню о Буревестнике» – напечатал как самостоятельное произведение журнал «Жизнь» (1901, N 4)».

Рассказ «Весенние мелодии» полностью неоднократно печатался в революционном подполье и распространялся нелегально. Он имел хождение в двух редакциях. Первая завершалась словами: «Ждите! Скоро грянет буря!», вторая – «Пусть сильнее грянет буря!».

«Ранее всего «Весенние мелодии» были напечатаны кружком молодых людей, высланных в Нижний Новгород после студенческих волнений 4 марта- пишет автор исследования, – Произведение это было получено от автора в рукописи. Образец этого издания находится в фонде Московской судебной палаты (в ЦГИА г. Москвы). Здесь хранятся «вещественные доказательства» по делу нижегородского жителя П. П. Троицкого. Весной 1903 года по доносу профессионального провокатора он был арестован, у него нашли запрещенную литературу, в том числе – гектографированный экземпляр «известного, тенденциозного содержания неизданного рассказа Горького «Весенние мелодии». На титульном листе подшитого в деле экземпляра – виньетка, текст выполнен стилизованным шрифтом: «М. Горький. Весенние мелодии. Песнь о Буревестнике. Нижний Новгород, 1901 г.», На следующем листе – отлично сделанный портрет автора, в косоворотке, с факсимильно воспроизведенной его подписью. «Фантазия» печатается в первой ее редакции. В другом томе этого же дела есть на отдельном листке наспех написанная карандашом «Песня о Буревестнике». Множество гектографированных, мимеографированных и рукописных экземпляров «Весенних мелодий» имеется в различных архивохранилищах Москвы и Ленинграда. «Это листы, сшитые в тетрадь, самодельные брошюры с рисованной обложкой, а то и убористо написанная листовка.

Цитировать

Среди журналов и газет // Вопросы литературы. - 1986 - №8. - C. 274-277
Копировать