№5, 2000/Теория литературы

Д. С. Мережковский: апокалипсис «всесокрушающей религиозной революции»

Религия – это революция, а революция и есть религия.

Д. С. Мережковский,

Революция и религия (1907).

 

  1. «СВЯТОЙ ДУХ – ЭТО СВЯТАЯ ПЛОТЬ»

Серебряный век оставил много интересных документов, позволяющих сегодня ощутить его атмосферу, найти ключи к пониманию его символики, яснее увидеть смысл его исканий. Один из таких документов – дневники 3. Н. Гиппиус. В своем дневнике 1899-1914 годов, названном ею многозначительно – «О Бывшем», писательница касается самых важных событий в ее и Мережковского духовной жизни.»

«В октябре тысяча восемьсот девяносто девятого года… когда я была занята писанием разговора о Евангелии, а именно о плоти и крови в этой книге, ко мне пришел неожиданно Дмитрий Сергеевич Мережковский и сказал: «Нет, нужна новая Церковь». Мы после того долго об этом говорили, и выяснилось для нас следующее: Церковь нужна, как лик религии евангельской, христианской, религии Плоти и Крови. Существующая Церковь не может от строения своего удовлетворить ни нас, ни людей, нам близких по времени»1. Вначале замысел создания Новой Церкви Мережковские открыли только ближайшим друзьям – Д. В. Философову и В. В. Розанову. ((Оба они, – пишет 3. Гиппиус, – мысль о Церкви приняли к сердцу, хотя и не одинаково, а каждый сообразно своему существу»2. В 1900 году круг людей, обсуждавших идею «нового христианства», расширился; сюда входили, кроме Мережковских, Розанова и Философова, Перцов, Бенуа, Дягилев, Нувель и Владимир Гиппиус. Собирались чаще всего у Мережковских. «Нерешенной» загадкой пола все были отравлены. И многие хотели Бога для оправдания пола»3. Но единства в понимании того, что надо делать, не было; оказалось, что в главном были согласны лишь трое – Мережковский, 3. Гиппиус и Философов. Гиппиус вспоминает, что неясным оставался главный вопрос: освящается ли пол через Бога или Бог через пол? ((Оба они. и Дмитрий Сергеевич, и Философов, еще думали, что без пола нельзя подходить к Богу, а потому я решила, что пусть они, если боятся бесполого Круга, – надеются, что есть пол хоть во мне, влечение к одному из Круга… Еще Нувель сказал мне: «Если бы Философов наверно узнал, что вы в него не влюблены, – он потерял бы всякий интерес и к вам, и ко всему делу»4.

И вот как происходило учреждение «Церкви Плоти и Крови»5: «Было это в Великий Четверг, двадцать девятого марта тысяча девятьсот первого года – 1901. Когда было двенадцать часов и больше… мы заперли все свои двери. И, затворив занавеси на окнах в средней комнате, вынесли оттуда диван и всю мебель… кроме стола большого… и четырех стульев… Стол отодвинули на середину и накрыли скатертью белой… И на столе три тресвешника, соль, хлеб и нож… а на скатерти цветы и виноград… А чашу и вино, и спирт, чтобы согреть его, я оставила в дальней третьей комнате. В первой комнате, на столе под лампадкой лежали наши свечи, с цветами и лентами, как венчальные, и три наших креста. Когда мы все кончили, Дмитрий Сергеевич умылся и надел чистое белье, а я, вместо платья, надела белую сорочку, новую, которая не употреблялась ни ранее, ни с тех пор»6.

Когда пришел Д. Философов, начался ритуал. «Кресты наши мы надели друг на друга… Просили прощения друг у друга, кланяясь, и целовали руки – в ладонь. И, зажегши свечи, прочли молитву, а потом читали… Ветхий завет… Оставив их – я пошла в третью комнату, согрела вино, приготовила его и, закрыв, вынесла в среднюю комнату на стол… И прочитав молитву, мы разрезали хлеб и опустили его в закрытую чашу… И в первый раз мы встали, и каждый дал каждому пить из чаши и есть с ложки. И каждый целовал чашу… И во второй раз встали, и каждый дал каждому пить из чаши, и каждый целовал чашу. Сев, снова молились, читая молитвы и читали откровение святого Иоанна, а потом Тайную Вечерю в Евангелии от Иоанна. И в третий раз встали, и каждый дал каждому пить из чаши и есть с ложечки, и последний выпил все, что было, и каждый целовал чашу. После третьего раза каждый поцеловал каждого крестообразно: в лоб, уста и глаза. И кресты наши мы сняли, смешали и опять надели друг на друга, чтобы и не знать, который чей на ком»7.

Эта дневниковая запись позволяет живо почувствовать ту духовную смуту, которая охватила часть интеллигенции накануне первой русской революции. Тут не только жажда чуда, какого-то небывалого свершения, не только – и, может быть, не столько – религиозный порыв, сколько стремление «преступить дозволенное», отменить старый мир, и прежде всего традиционную православную церковь, создав новую Церковь (новую секту?) – Христианство Третьего Завета. По замыслу участников, «Тайная вечеря», совершаемое ими таинство евхаристии и одновременно крещения должно превратить их в «Единое в Трех Лицах» по образу живоначальной Божественной Троицы. Именно Троица как преодоление отдельной самостоятельной индивидуальности должна стать зерном, ядром новой церкви8. Вся кощунственная парадоксальность этого замысла в том, что классический «треугольник» не только превращен в первую общину христиан «плоти и крови», но и ассоциируется с Божественной Троицей, которая, как позднее поведает об этом Мережковский, есть эротический союз, где женскому началу отведена едва ли не главная роль.

Акт рождения «новой церкви» – Великий Четверг 1901 года – переживается участниками действа как восходящая заря новой эры, когда силой, соединяющей верующих, станет пол: «без пола нельзя подходить к Богу». На место христианской любви – агапэ, любви ко Христу и братской любви- сострадания к ближнему – вполне сознательно ставится «влюбленность в Христа» (о своей «влюбленности в Христа» говорит в дневнике 3. Гиппиус, а Мережковский, как увидим ниже, превращает Христа в муже-женщину, – влюбленность предполагает другой пол, по крайней мере для гетеросексуальных «христиан Третьего Завета»), «огненный полет», призванный создать единство Трех в эросе, на котором, как на первом камне, созидается «Церковь Святого Духа» – священный «брак втроем». Брак, ибо именно в браке, по слову Писания, «станут двое едино»; но брак – сакральный, назначение которого – отменить старый, традиционный брак как начало семьи: этот новый союз трех, будучи эротическим, должен в то же время оставаться платоническим; основанный на влечении плоти, он не должен допускать плотского соития. Ничто не вызывало такого яростного неприятия у четы Мережковских, как христианский брак9.

Мистико-романтическое учение В. С. Соловьева о половой любви как пути к спасению, к воссоединению человека с Богом, любви-влюбленности, которая должна всегда оставаться платонической, – вот один из источников нового культа, который пытались осуществить Мережковские и Философов. Эротическая утопия, воодушевлявшая их, основана на далекой от подлинного христианства вере в «святость плоти». Мережковский дает свое собственное толкование христианскому догмату о воскресении во плоти; раз Христос пришел в мир, чтобы освятить плоть, а пол – это квинтэссенция плоти, то будущее христианство – это религия преображенного пола, религия «новой влюбленности». Ничто не является, по Мережковскому, более враждебным «религии святой плоти», чем аскетизм, к которому призывала и призывает «историческая церковь», видя в нем путь к истинному преображению плоти. Не аскетизм, а влюбленность – вот что спасет человека и мир в возжигаемом ныне «огне всемирной религиозной революции».

Разъясняя, что такое влюбленность, 3. Гиппиус пишет: «…это новое в нас чувство, ни на какое другое не похожее, ни к чему определенному, веками изведанному, не стремящееся, и даже отрицающее все формы телесных соединений, – как равно отрицающее и само отрицание тела»10. Влюбленность, как одухотворенная форма половой любви, как убеждена 3. Гиппиус, по природе своей противоположна «желанию», которое часто принимают за влюбленность, но которое есть не более чем «желание известной формы брачного соединения»11. Пока жива влюбленность в ее «чистом, единственном, божественном виде»11, человек не может принять брак, ибо плотская связь уничтожает влюбленность. «Но тот же влюбленный менее всего отрицает, проклинает тело своей возлюбленной; он его любит, оно ему дорого, в нем нет для него «греха». Ощущение греха, проклятие плоти – выросло исключительно из желания… Дух – против плоти. Но во влюбленности, истинной, даже теперешней, едва родившейся среди человечества и еще беспомощной, – в ней сам вопрос пола уже как бы тает, растворяется; противоречие между духом и телом исчезает, борьбе нет места… Плоть не отвергается, не угнетается, естественно, – ибо она уже воспринята как плоть, которую освятил Христос»12.

Прекрасное чувство влюбленности, которое дает незамутненную радость, окрыляет человека и возносит его над землей, действительно способно породить надежду на то, что с его помощью можно освободиться от всего, что порождено человеческой греховностью. При этом, что самое главное, – освободиться без тех трудов и усилий самопреодоления, которых требует не только монашеская аскеза, но и те – сравнительно легкие – узы, которые налагает на всякого человека требование самоограничения – в том числе и половое самоограничение в моногамном браке. Но увы! – эта надежда иллюзорна. В этом убедилось большинство из тех, кто пытался увековечить влюбленность, в частности, и через духовный брак: нередко этот эксперимент кончался либо разрывом, либо противоположной крайностью, как, например, у А. Блока, либо, наконец, периодическими изменами «священному союзу».

О последнем случае как раз повествует 3. Гиппиус в 1901 году. «Тут жизнь пришла, чтобы научить. Дмитрию Сергеевичу еще раньше писала одна женщина из Москвы13. Я отвечала за него, а когда она приехала – он пошел к ней, и она ему физически понравилась. После Пасхи она опять приехала, влюбленная в него. И вот он свое исключительно физическое, только плотское влечение стал оправдывать мыслями о святости пола и о святой плоти и стал говорить о том, что «она может войти через пол»14, – а она совсем чужая, простая, как Божья тварь, и неподвижная. И все тут смешалось, стало смешным и ужасным, и нельзя уж было понять, где грех… А мы уехали в Москву. Там Дмитрий Сергеевич сошелся с этой бедной, влюбленной в него женщиной и чувствовал себя и самодовольно, и трусливо. Я молчала»15.

Не было понятия, которое бы вызывало большее отвращение у носителей «нового религиозного сознания», чем понятие греха. Отсюда и неприятие «исторической церкви» с ее учением о поврежденной грехопадением человеческой природе, и ненависть к аскетизму как насилию над «святой плотью», и эротическая утопия – вера в обожение человека через пол. Именно ослабление чувства человеческой греховности роднит русский серебряный век с эпохой Возрождения, этим первым плодом секуляризации, когда была устранена непереходимая грань между человеком и Богом, имманентным и трансцендентным, чему в немалой степени способствовало распространение герметизма и гностицизма, характерных также и для серебряного века. Сама идея «освящения плоти», идея «святой Земли», с помощью которой «новые христиане» стремились подняться над традиционной православной церковью и преодолеть ту пропасть, что отделяла церковь и светскую культуру, – сама эта идея, в сущности, была способом освящения именно секулярной культуры, в которой «тело» уже давно торжествовало победу над «духом».

Эта идея с конца XIX века носилась в воздухе не только в России, но и на Западе. Здесь она нашла свое выражение прежде всего в так называемой «философии жизни», представители которой, так же как и Мережковский, Розанов, В. Иванов и др., вели борьбу как с «бездушной плотью» материализма и механицизма, так и с «бесплотным духом» идеализма. «Дух как противник души» (1929-1932) – так назвал свое трехтомное сочинение Людвиг Клагес, представитель философии жизни в Германии. Особенно близка представителям «нового религиозного сознания» философия жизни Фр. Ницше16. Однако между Ницше и Мережковским есть один весьма важный пункт расхождения: аристократический индивидуализм немецкого философа неприемлем для русского сознания, тяготеющего к созданию новых форм коллективности. Религия «святой Земли», по Мережковскому, должна освятить социализм как «всемирное соединение и устроение людей на земле»17.

 

 

  1. ХРИСТИАНСТВО «ТРЕТЬЕГО ЗАВЕТА» –

РЕЛИГИЯ «СВЯТОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ»

Мистико -эротическая утопия, вдохновлявшая Мережковских, когда они создавали «Новый Храм», «Единое в Трех Лицах», оказалась тесно связанной с идеей так называемой «новой общественности», призванной преобразить старый мир и осуществить апокалиптические ожидания христиан «Третьего Завета». Создание «Храма» – «Тайны Трех» – лишь пролог к этой новой – «телесно- духовной» форме социальности. В том же дневника – «О Бывшем» – Зинаида Гиппиус рассказывает о своем разговоре с Мережковским, который произошел спустя полгода после описанного ею сакрального действа:

«Последняя мечта наша – не создание Храма, а создание Церкви. Совместная молитва соединяет, а жизнь разъединяет. Символы – не действия. Мы сделали полшага к нашему Храму, но не сделали в то же время ни одного движения к нашей Церкви… А не думаешь ли ты, что нужно начать какое-нибудь реальное дело в эту сторону, пошире, и чтобы оно было в условиях жизни, чтоб были деньги, чиновники и дамы, явное, – и чтобы разные люди сошлись, которые никогда не сходятся… и чтобы мы трое, ты, я и Философов, были в этом, соединенные нашей связью, которая нерушима, и чтобы мы всех знали, а нас, о нас, никто не знал до времени. И внутреннее будет давать движение и силу внешнему, а внешнее – внутреннему»18.

Так родилась – вначале еще не вполне определенная – идея создания религиозно-философских собраний, впоследствии ставших основой для «Религиозно-философского общества». Главным движущим стимулом к этому была неудовлетворенность участников «Нового Храма», не дававшего, по- видимому, того экстатического состояния, к которому они стремились. «Определенно мысль наша приняла такую форму: создать открытое, официальное… общество людей религии и философии, для свободного обсуждения вопросов Церкви и культуры»19. 29 ноября 1901 года состоялось первое религиозно-философское собрание в зале Географического общества в Петербурге. Внешне цель общества формулировалась как сближение Церкви и интеллигенции. Но более далеко идущая, «внутренняя» цель состояла в создании «религиозной общественности» как Новой Церкви, зиждительным началом которой станет «влюбленность» – преображенный пол. «Через пол, – писал Н. А. Бердяев в 1905 году, – должно совершиться не только соединение двух в вечную полноту индивидуальности, но и соединение всех в общественность… В поле, в любви заключена и тайна индивидуальности, личности и тайна универсальности, соборности»20.

Как конкретно представляли себе адепты «нового религиозного сознания» – Мережковские, Философов, Бердяев, Розанов, Тернавцев и др. – «соединение всех в общественность» посредством пола? Автор интересного исследования, посвященного серебряному веку, – А. Эткинд предлагает свою интерпретацию этого замысла: «Решение виделось на пути размыкания «тайны двух» до «тайны трех» или, если перейти с жаргона Мережковских на жаргон позднейшего времени, в попытке коллективизации секса. Акт будущего мыслился как соединение не двух, а многих… Именно в этом важном пункте эротический дискурс Серебряного века шел дальше платоновских, гностических и барочных мечтаний об андрогинной сущности человека»21. Такой вывод ив самом деле напрашивается, когда читаешь, например, письма 3. Гиппиус. В одном из писем к Философову она вспоминает: «Помнишь наши разговоры втроем, каким образом будет проявляться в грядущем любовь двух в смысле пола, и может ли остаться акт при (конечно) упразднении деторождения? Помнишь твои слова, подтвержденные Дмитрием, что, если акта не будет, то он должен замениться каким-то другим, равным по силе ощущения соединения и плотскости, другим общим, единым (вот это заметь) актом… Не человеческая уж общность, но человеческое возвышающая до божественного. Общность, обнимающая любую раздельность и сохраняющая ее в себе»## Т. Раchmuss, Intellect and Ideas in Action.

  1. Зинаида Гиппиус, Дневники, кн. 1, М., 1999, с. 89.[]
  2. Там же, с. 90.[]
  3. Там же, с. 93.[]
  4. Там же, с. 94.[]
  5. «Была у меня мысль, – вспоминает Зинаида Гиппиус, – чтобы в среду мы пошли в церковь, исповедались, приобщились утром в четверг в церкви, перед нашим. Для того, чтобы не начинать, как секту, отметением Церкви, а принять и Ее, ту, старую, в Новую, в Нашу» (там же, с. 95-96). Но пойти в церковь помешали обстоятельства. []
  6. Зинаида Гиппиус, Дневники, кн. 1, с. 95, 97-98.[]
  7. Там же, с. 98-ЮО.[]
  8. »…Сделан первый шаг на пути, возврата с которого нет, остановка на котором – гибель. И каждый теперь зависит от каждого. И это умножение Я, утроение Я – невыносимый ужас для слабого сердца и для ответственности будущего» (там же, с. 100). []
  9. Союз Д. Мережковского и 3. Гиппиус был «браком духовным». Романтико- эротическая утопия породила в серебряном веке немало «духовных браков»: таким был не только брак Мережковских, но и Ф. Сологуба с Чеботаревской, и А. Белого с Асей Тургеневой, и А. Блока с Л. Менделеевой, и Н. Бердяева с Л. Рапп. «Брак Николая Александровича с моей сестрой был духовным браком, – вспоминает родственница Бердяевых. – Они жили как брат с сестрой, подобно первым апостолам» (D. A. L о w r i e, Rebellious Prophet. A Life of Nicolai Berdyaev, New York, 1960, p. 73).[]
  10. 3. Гиппиус, Литературный дневник (1899-1907). – В ее кн.: Дневники, кн. 1, с. 259.[]
  11. Там же.[][]
  12. Там же, с. 259-260. В евангельской любви, к которой призывал Христос: «любите друг друга», – 3. Гиппиус видит не агапэ, не братскую любовь, а половую влюбленность. «Сама Любовь, принесенная Им, вмещенная людьми как «жалость и сострадание» – точно ли жалость? «Будьте одно, как Я и Отец одно»… И «кто не оставит отца и матери и жены и детей ради Меня»… Не похожа ли эта, загадочная для нас, Любовь – скорее на огненный полет, нежели на братское сострадание, или даже на умиление и тихую святость? И где злобное гонение плоти аскета среди этих постоянно повторяющихся слов о «пирах брачных», о «новом вине», о Женихе – вечном Женихе, – грядущем в полночь?» (там же, с. 261).[]
  13. Речь идет о Е. И. Образцовой, близкой к кругам символистов, с которой у Мережковского был роман.[]
  14. Надо полагать: «войти» в «новую церковь».[]
  15. Зинаида Гиппиус, Дневники, кн. 1, с. 101-103. В свете этой – достаточно драматической, хотя и сдержанно рассказанной – истории довольно наивно звучит суждение С. Н. Савельева, автора послесловия к сборнику статей Мережковского «Больная Россия»: «С Д. С. Мережковским ее (3. Гиппиус. – П. Г.) союз был чисто духовным, как и с Д. В. Философовым. Все трое жили как аскеты, неся легкое иго целомудрия» (см.: Дмитрий Мережковский, «Больная Россия». Избранное, Л., 1991, с. 245-246). Не говоря уже о том, что культ влюбленности только с большой натяжкой может быть назван аскетизмом, «иго целомудрия», как видим, могло быть снято, тем более что это было нетрудно оправдать «мыслями о святости пола и о святой плоти», более того – объяснить плотскую связь высокой идеей спасения еще одной грешной души путем приобщения ее к «Церкви Святой Плоти».[]
  16. Именно в Ницше Мережковский увидел мыслителя, не побоявшегося перейти ту черту, перед которой остановился В. Соловьев, заключивший «компромисс» с традиционной христианской церковью. «Вовсе не парадоксальное утверждение демонического зла вместо человеческого добра, а совершенно истинное, с точки зрения самого Вл. Соловьева, утверждение высших, «сверхчеловеческих» или «богочеловеческих», по слову Соловьева, религиозных ценностей, которые находятся «по ту сторону» человеческого добра и зла – такова подлинная сущность Ничше… Соловьев возражает весьма неудачно на новую религию Ничше старою нравственностью… это два несоизмеримые порядка» (Д. С. Мережковский, Не мир, но меч. К будущей критике христианства, СПб., 1908, с. 84).[]
  17. «Поли. собр. соч. Д. С. Мережковского», т. XI, СПб. – М., 1911, с. 221. []
  18. Зинаида Гиппиус, Дневники, кн. 1, с. 109.[]
  19. Там же, с. 110.[]
  20. Н. А. Бердяев, О новом религиозном сознании. – В его кн.: «Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные и литературные (1900-1906 г.), СПб., 1907, с. 360.[]
  21. Александр Эткинд, Хлыст. Секты, литература и революция, М., 1998, с. 206.[]

Цитировать

Гайденко, П. Д. С. Мережковский: апокалипсис «всесокрушающей религиозной революции» / П. Гайденко // Вопросы литературы. - 2000 - №5. - C. 98-126
Копировать