№1, 1980/В творческой мастерской

Что такое филолог

Публикуемая вступительная лекция Н. К. Гудзия, прочитанная им в сентябре 1944 года студентам первого курса филологического факультета Московского университета, была в свое время записана доктором филологических наук, профессором МГУ В. А Ковалевым, в ту пору студентом. Лекция что характеризует и преподавательскую манеру Николая Каллиниковича, и университетскую атмосферу тех лет – незадолго до конца войны

 

Дорогие друзья!

Может быть, лучше сказать – дорогие коллеги!

Во всяком случае, когда я был студентом, именно так нас называли наши профессора, и уже с первого курса. Так называл меня мой учитель академик Перетц.

Я должен с вами, первокурсниками, побеседовать в течение семестра о древнерусской литературе. Сегодня первая лекция.

Однако, перед тем как приступить к изложению моего предмета, я хочу сказать о том, что такое филолог, какие черты свойственны ученому-филологу и к чему должен стремиться студент-филолог.

Я начну с такой дневниковой записи Льва Толстого от 1902 года (Толстой мне близок, им я много занимался, чуть ли не всю жизнь). Вот эта запись: «Знаете шутку, если спросить у кого-нибудь: играете ли, вы на скрипке. И ответ: не знаю, я никогда не пробовал. Это шутка, и мы смеемся. А если спросить: вы пишете? И ответить: не знаю, я не пробовал — то мы не смеемся, это не кажется нам шуткой. И вот они все пробуют и думают, что пишут, а люди читают».

Иными словами, – распространено мнение, что любой человек может стать писателем, найди свободное время, садись и пиши. Толстой был против этого мнения. Он считает, что не каждый может быть писателем. Для этого требуются определенные способности, как для скрипача требуется музыкальный слух.

Нечто подобное несведущие люди думают об ученых-филологах: каждый им может стать; надо только иметь свободное время и читать книги. Мой друг, специалист по строительству мостов, сказал мне: «Ты всегда занимаешься тем, чем я занимаюсь только в свободное время». Он глубоко убежден, что, чтобы заниматься филологией, способностей никаких не надо: сиди и читай книги, а это нетрудно, ибо книги интересны. Затем пиши пересказы прочитанных книг. За это платят филологу деньги; в сущности, за наслаждение. С точки зрения моего друга, есть ученые-естественники, есть ученые-«техники», это люди дела, а вот филологи – это привилегированные бездельники, лучше сказать, оплачиваемые бездельники. Способностей здесь не надо, только читай и пересказывай прочитанное в своих статьях и книгах.

Разумеется, это не так. И филологи – это труженики и мученики мысли. И для того, чтобы стать филологом, нужны определенные способности.

Сейчас мы поговорим о том, кем вы должны стать в будущем.

В самом общем виде это известно. Вы станете университетски образованными людьми в области филологии.

Что такое человек с университетским образованием?

Во-первых, это человек с эрудицией, которая кажется безграничной. Разумеется, эрудиция безграничной не бывает, но таковой она кажется окружающим. Конечно, человек с университетским образованием может и не знать каких-то источников и пособий по вопросу, о котором его спрашивают. Но в этом случае он знает, где и как их найти. Человек с университетским образованием если и не может дать точный ответ на вопрос, то знает, где найти этот ответ; в своей области он знает, где что лежит.

Во-вторых, университетски образованный человек обладает любовью к труду в своей области. И трудится не ради денег, а бескорыстно. Он даже не представляет себе возможности жить без каждодневной работы. Он постоянно движется в науке сам, убеждает это делать своих учеников.

В-третьих (может быть, с этого следовало начать), университетски образованный человек, выражаясь старинным языком, служит обществу, служит людям. Дело не только в том, что он помогает людям, будучи отзывчивым и добрым, но и в том, что он обладает желанием и готовностью понять их стремления и мысли. Он охотно откликается на общественные нужды, много отдает времени тому, что мы называем общественной работой.

Я не говорю о том, что вы должны обладать решительностью в поступках и ясностью в мыслях, а тот, кто талантлив, должен быть самостоятелен и смел. Эти качества должны быть присущи любому порядочному человеку.

Таковы самые общие особенности людей с университетским образованием.

А каковы ваши пути в будущем, что вы будете делать?

Чаще всего после ^окончания нашего факультета вас ждут два пути: исследовательский и педагогический. Или работа в научно-исследовательских учреждениях (сюда можно отнести и вузы), или работа в школе.

Третий путь – быть писателем или критиком – у нас встречается очень редко. Но редакторов мы тоже готовим.

Разумеется, один путь не исключает другого. Они пересекаются. Можно, работая в школе, что-то открыть в архиве, написать статью. Некоторые учителя писали художественные произведения. Тренев был учителем, а написал превосходную пьесу «Любовь Яровая»<…>.

Таковы основные пути филолога-профессионала.

Теперь поговорим совсем немного о качествах филолога, о свойствах филологической натуры, если можно так выразиться.

Кем бы вы ни стали, по какому бы пути ни пошли, каждый из вас, если он настоящий филолог, не может не жить общественными интересами.

Недавно я присутствовал на вступительных экзаменах. Кто-то из абитуриентов вспомнил эпизод из романа «Мать». Там Ниловна говорит сыну о том, что на заводе вновь появились листовки. Надзиратель прерывает ее: «Об этих делах запрещено говорить! Можно только о семейном». – «А это разве не семейное?» – отвечает мать. Для героев Горького общественное стало «семейным», личным.

Сейчас так живут все советские люди.

Цитировать

Гудзий, Н. Что такое филолог / Н. Гудзий // Вопросы литературы. - 1980 - №1. - C. 236-244
Копировать