№1, 1980/Жизнь. Искусство. Критика

Художественный опыт Горького и развитие литератур народов СССР

Творчество Горького сыграло великую революционно – преобразующую роль в эволюции художественного мышления, в художественном развитии человечества, притом в то время, в ту эпоху, когда реалистическое искусство слова достигло вершин, обозначенных именами величайших гениев – Толстого и Достоевского.

Научное марксистское мировоззрение неизмеримо обогатило Горького-художника, позволило ему осознать, теоретически сформулировать и художественно утвердить эстетический идеал литературы нового типа, ставший идеалом, сознательно исповедуемым передовыми писателями социалистического этапа истории литературы. Концепция человека, определяющая содержание этого идеала и справедливо именуемая горьковской, настолько важна, что игнорирование ее, а тем более отрицание, означало бы, в сущности, конец искусства или по крайней мере конец его служения идеям гуманизма.

Могучую силу приобрели этот идеал и концепция в художественном мире, созданном Горьким. Десятки народов и стран под воздействием Великого Октября пробудились и пробуждаются к исторической активности. Влияние Горького на их литературы неоспоримо. Для многих оно только началось, и в будущем ему суждено крепнуть и углубляться.

Для литератур народов СССР горьковская концепция личности, эстетический идеал и вся система принципов социалистического реализма – это всеобъемлющая программа развития, обогащения художественного творчества на путях его теснейшей связи с новой, революционной действительностью, а художественный опыт Горького – высшая и незаменимая школа, университет мастерства.

Мимо влияния великого пролетарского писателя не прошла ни одна из литератур нашей многонациональной страны. Конечно, характер этого влияния был и остается разным, как различны сами литературы. Но величественное и прекрасное здание, выстроенное Горьким-художником, возвышается перед каждой национальной литературой как образец совершенства, к которому необходимо стремиться. В этом смысле его творчество является и общим достоянием, и общим ориентиром в развитии всех литератур народов СССР.

Думая о Горьком, вспоминаешь слова его современника и почитателя Ивана Франко о том, что каждый крупный писатель подобен дереву, которое своими корнями глубоко уходит в родную национальную почву, стараясь усвоить и переработать как можно больше ее животворных соков, а стволом своим и кроной поднимается ввысь, в атмосферу духовных интересов всего мира, научных, социальных, этических и моральных стремлений и идеалов всего человечества.

Применительно к Горькому – великому гуманисту и интернационалисту – это верно вдвойне, втройне, к тому же и национальная почва, в которую ушли корни его таланта, была уже пропитана интернациональными идеями русского пролетариата, стремившегося объединить для революционной борьбы за свободу все народы России, угнетенные царизмом и капитализмом.

Оставаясь русским, Горький вместе с тем как писатель и гражданин был и все больше становится близким и родным для всех народов, он стал символом нашего многонационального единства.

Ленинская концепция национального и интернационального глубоко импонировала Горькому, программа партии большевиков по национальному вопросу была и его программой. Он так же, как большевики, признавал и отстаивал равноправие наций и языков, боролся со всяким национальным гнетом и неравноправием, выступал как пламенный пропагандист интернациональных идеалов рабочего движения; «крупнейший представитель пролетарского искусства» 1, он яростно разоблачал «нелепую проповедь национализма в эпоху гигантских интернациональных организаций капитала» и верил, что все растущее влияние социал-демократии поможет народу понять, «как пагубна может быть для его свободы эта проповедь» ## М.

  1. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., т. 19, стр. 251.[]

Цитировать

Пархоменко, М. Художественный опыт Горького и развитие литератур народов СССР / М. Пархоменко // Вопросы литературы. - 1980 - №1. - C. 3-27
Копировать