№5, 1969/Публикации. Воспоминания. Сообщения

Читая ленинскую «Искру»

Созданная В. И. Лениным нелегальная марксистская газета «Искра» сыграла громадную историческую роль в воспитании трудящихся и сплочении революционных сил вокруг марксистской партии, которая повела пролетариат на штурм самодержавия.

В претворении этой великой исторической миссии ленинская газета немалую роль отводила художественной литературе, способствуя тем самым формированию в России новой литературы, а также марксистской критики и эстетики.

На страницах «Искры» Ленин со всей определенностью проводил в жизнь принцип партийности литературы, открыто связанной с пролетариатом. Литература выступала в этой газете как часть общепролетарского дела.

Ленинская «Искра» Печатала революционные стихи, очерки, рассказы, в которых действительность изображалась в революционном развитии с новой, партийной, марксистской точки зрения. Возникает в них – еще до появления горьковского романа «Мать»- и новый герой: революционный рабочий, профессиональный революционер.

Творческий метод социалистического реализма складывался исторически, и его истоки возникли в догорьковской пролетарской литературе, которая еще за десяток лет до Павла Власова стала отображать черты нового героя. Об этом со всей неопровержимостью свидетельствует и ленинская «Искра». Следует подчеркнуть, что уже в N 1 «Искры» (декабрь 1900 года) в статье Х. Раковского говорится об «Интернационале» Эжена Потье как о произведении, зовущем трудящихся на борьбу и воплощающем социалистические идеалы. Этому замечательному поэтическому произведению дается высокая оценка, оно называется пролетарским гимном. В газете рассказывается о том, как «Интернационал» с воодушевлением пели участники Цюрихского конгресса социалистов. Здесь же публикуется строфа гимна на французском языке и дается русский подстрочный перевод.

Таким образом, русские читатели познакомились с пролетарским гимном на два года раньше чем это принято было считать.

В N 2 «Искры» (1901) был опубликован рассказ с программным названием «Искорки».

В рассказе раскрыт смысл эпиграфа, взятого Лениным для газеты («Из искры возгорится пламя!»). Здесь художественно воплощены идеи, которые ставила своей целью проводить в жизнь ленинская «Искра».

В рассказе «Искорки» изображаются революционные события и новый герой – рабочий-революционер. Он – активный участник революционной борьбы на одной из фабрик, организатор, вожак. Степан показан в трудный период – организация разгромлена, и он вынужден уехать в другой город. Настроение у него мрачное. Он вспоминает забастовку, ее подавление военной силой, вспоминает «и брань, и – тюрьму, и нагайки».

Пейзаж за окном вагона соответствует настроению героя: «Там все было уныло и мрачно; бесконечно раскинулась перед ним необъятная пустынная равнина, и тяжело нависло над ней беспросветное хмурое небо; там и сям печально бежали назад одинокие, темные деревца… Степан глядел, и тоска охватывала все сильнее и сильнее его сердце…»

Но не только расправа казаков с рабочими угнетала Степана. И не нагайки устрашили его – он хоть сейчас готов снова броситься в бой и против «хозяев», и против их прислужников. Степану особенно горько и тяжело от другого – от того, что рабочие еще недостаточно организованы, сплочены и сознательны для защиты своих интересов, для борьбы, что многие из них еще почитают «начальство», не проявляют стойкости в борьбе, дают себя обмануть, запугать, разобщить. «Добились бы своего, кабы держались дружно», – думает Степан.

Но это лишь экспозиция рассказа. Автор не ограничился изображением тяжелой рабочей доли, он раскрывает перспективу, указывает путь борьбы. «Вдруг слабый, быстрый свет мелькнул перед окном. Это искорка вылетела из паровоза, потом спустилась на снег и потухла. Мала была искорка и слаб был ее свет… Вот вторая летит, тоже сейчас же тухнет, еще одна, другая… И сердце Степана сжималось тоскливо, когда он видел, как тухнет огонек за огоньком, и жадно следил он глазами за долее других носившейся в воздухе искоркой, и точно светлее было у него на душе, пока крошечный огонек этот кружился у него перед глазами».

Так проясняется смысл рассказа: искорки – это метафора, она как бы выражает героический дух борцов, революционеров, готовых отдать свою жизнь за народ, за светлое будущее.

Но автор, раскрывая этот образ, убедительно показывает, что борьбой отдельных героев-одиночек нельзя победить «тьму» (этот образ «тьмы» тоже очень важен, он олицетворяет мрачную русскую действительность царского времени).

И думы Степана теперь обращаются от искорок к реальной борьбе рабочих, и сравнение это приобретает остро социальный смысл: «Вишь, крошечные какие, а светят тоже… слабенькие они только, редкие… и мало их, так мало! Как людей настоящих мало… Много, много свету надо, чтобы всю эту тьму покорить, чтобы жилось светлее и лучше людям на свете».

Так формулируется в рассказе ленинская идея – сплочения революционных сил в единую партию, искорок – в пламя.

Степан вспоминает своих соратников – революционных рабочих: «Эти-то свой народ, эти не выдадут, грудью станут… настоящие…»

Краски пейзажа за окном меняются. Он уже не так уныл и безрадостен – «полных потемок уже не оставалось».

Цитировать

Богданов, П. Читая ленинскую «Искру» / П. Богданов // Вопросы литературы. - 1969 - №5. - C. 156-160
Копировать