№9, 1974/Хроника

Четырехсторонняя встреча писателей

Позитивные изменения, наметившиеся в настоящее время на международной арене, создают благоприятные условия для расширения культурного сотрудничества между народами. Большая роль в этом процессе принадлежит писателям.

Борьба за превращение Азии в континент мира, ликвидацию там очагов горячей и холодной войны, колониализма и неоколониализма, всемерное развитие добрососедских отношений не могут не вызвать горячей поддержки писателей Индии, Бангладеш, Пакистана и СССР. Именно поэтому обращение Всемирного конгресса миролюбивых сил в Москве к деятелям культуры – «содействовать борьбе против пропаганды военного психоза, против фашистской и милитаристской идеологии, против шовинизма и расизма, против всего, что подрывает моральное здоровье личности», – находит глубокое сочувствие у передовых художников слова.

Идея встреч писателей четырех стран: Индии, Пакистана, Бангладеш и СССР – родилась на Алма-Атинской конференции писателей стран Азии и Африки в 1973 году, и продиктована она была общностью не только исторических судеб народов Индостанского полуострова, но и тех задач, которые остро стоят перед писателями трех стран в наши дни.

В прошлом году писатели этих стран собирались в Ташкенте. Ныне их гостеприимно принимала Рига.

В повестку дня рижской встречи были вынесены важные вопросы: роль классической литературы в формировании облика современного человека, литература как средство объединения народов, будущее литературы и будущее человека (эти три вопроса входили в общую тему: «Прошлое, настоящее и будущее литературы»); мир и безопасность народов как непременное условие расцвета литературы; роль литературы в борьбе за мир.

Уже сама постановка такого широкого круга проблем давала возможность участникам встречи не только представить картину развития национальных литератур, но и заявить о высокой гражданской миссии писателя в современном мире.

Как подчеркнул во вступительном слове А. Кешоков, нынешнее совещание должно послужить вкладом в дело борьбы за мир и безопасность народов, еще более тесного сотрудничества всех литератур для блага человека. В своей благородной борьбе, сказал он, писатели не безоружны. Если самое совершенное оружие в руках милитаристских сил устаревает и все время требует замены новым, то писательское оружие – художественное слово – не стареет никогда. И в этом его могучая сила.

– Мы все знаем, что такое война, – берет слово критик из Бангладеш Мухаммад Хандакар Ильяс. – Каждый раз военные столкновения стоят миллионы человеческих жизней, я поэтому я считаю борьбу за мир делом каждого человека на земле. Мне не раз приходилось участвовать в международных конгрессах в защиту мира. В октябре прошлого года я присутствовал на Конгрессе миролюбивых сил в Москве и слушал выступление тов. Л. И. Брежнева, В его речи содержалась развернутая программа мира, вызвавшая отклик во всех уголках земного шара.

– Писателя называют совестью человечества, – сказал в своем выступлении бенгальский критик Чинмохан Сехановис, автор книг «Русская революция и индийские революционеры за рубежом» (за эту книгу он удостоен премии Неру), «Ленин и Индия», «Что такое коммунизм». – От него ждут преданности идеям гуманизма, добра и красоты. Однако это не абстрактные категории. Перед каждым литератором стоит проблема выбора: он должен занять свое место в мире, где еще есть империализм, колониализм и шовинизм. По моему глубокому убеждению, он сможет выполнить высокое призвание только тогда, когда станет на сторону передовых социальных и исторических сил своего времени. Так и поступили писатели Бенгалии, когда в начале 40-х годов создавали свою ассоциацию и активно участвовали в национальной и интернациональной борьбе. А проблемы тогда стояли острейшие: поддержка Советского Союза в его великой справедливой войне против фашистской Германии, борьба с голодом, который в 1943 году унес в Индии несколько миллионов жизней, за свободу, независимость и демократию страны.

– Существование писателей на земле, – включается в разговор Д. Кугультинов, – оправдано лишь тем, что они обязаны улучшать духовное начало в человеке. Понимаю, что когда речь идет о национальном самосознании, о литературе как ее выразителе, то это продиктовано благородными побуждениями. Но эти чувства не должны достичь такой степени, чтобы привести к унижению национального достоинства других народов, будь они великими или малыми, будь они создателями древней или только молодой культуры.

– Чувство национального превосходства, – поддержал его М. Карим, – чуждо гуманистической природе искусства. И я вижу задачу писателя в том, чтобы через его творчество народ познал самого себя и его бы познали другие народы.

– Все вопросы, обсуждаемые сегодня, – берет слово Д. Павлычко, – можно слить в один: влияет ли литература на человека, на народ и – в более широком смысле – на историю? Существует мнение, что история человечества с ее классовыми, национальными, расовыми конфликтами, достижениями науки и техники развивается сама по себе, а литература, проповедующая добро и справедливость, – сама по себе. Я верю в могущественную силу литературы, верю, что она способна повлиять на ход истории. Все дело в том, кому она служит, на чьей стороне сражается.

Цитировать

Львова, Г. Четырехсторонняя встреча писателей / Г. Львова // Вопросы литературы. - 1974 - №9. - C. 308-314
Копировать