№11, 1988/Хроника

Четвертые Тыняновские чтения

В июне 1988 года состоялись Четвертые Тыняновские чтения. Чтения начались в городе Резекне (на родине Ю. Н. Тынянова) и были продолжены в Даугавпилсе. При открытии Чтений выступил председатель Комиссии по литературному наследию Ю. Тынянова В. Каверин, охарактеризовавший место Тынянова в отечественной культуре XX века.

Творчество Тынянова рассматривалось докладчиками в различных аспектах. М. Гаспаров в докладе «Научность и художественность в творчестве Тынянова» отметил, что научный и художественный талант Тынянова не только помогали, но и мешали друг другу; борьба их во многом определила путь писателя. Склонность к художественным средствам в научной работе проявляется у Тынянова в способе аргументации, основанном не на доказательности, а на убедительности. Главное средство Тынянова-ученого – подборка выразительных примеров; что на всякий пример возможен контрпример, как бы забывается. Склонность же к научной отвлеченности в работе над художественным материалом проявляется в том, что по существу все статьи Тынянова не историко-литературные, а теоретико-литературные. Отработанный в статьях исторический материал сохраняет, однако, для Тынянова чисто художественный интерес; поэтому с самого легкого толчка Тынянов переходит сперва параллельно, а потом почти исключительно на беллетристическую работу. После временного расхождения Тынянова-ученого и Тынянова-писателя вновь намечается их схождение, но эти замыслы остаются неосуществленными. 3. Поляк (Алма-Ата) в докладе «На пути от источника к тексту (по материалам архива Тынянова)» попыталась реконструировать последовательность и методику работы Тынянова-писателя через анализ копий и выписок из источников с пометами Тынянова, его планов, программ, картотек, черновых набросков. Были подробно проанализированы программа ненаписанного рассказа «Пастушок Сифилус», план романа «Смерть Вазир-Мухтара» и составленная Тыняновым «Картотека важнейших дат жизни и творчества Кюхельбекера». Сопоставление научного и художественного творчества Тынянова лежало в основе доклада А. Немзера «Жуковский в интерпретациях Тынянова». Реминисценции из поэзии Жуковского, использованные в романах «Кюхля» и «Смерть Вазир-Мухтара», были соотнесены докладчиком с теоретическими воззрениями Тынянова на творчество Жуковского, что позволило выявить существенную неоднозначность отношения Тынянова к Жуковскому.

Ряд выступлений был посвящен культурологическому анализу русской литературы XIX – XX веков. А. Белоусов (Таллин) в докладе «Литература и быт (институтки в русской литературе XIX века)» проследил радикальное изменение коннотаций образа институтки на протяжении столетия. Меняя значения, образ институтки неизменно сохраняет высокую значимость, что объясняется тесной связью этого образа с оппозицией «природа – культура» – одной из главных смыслообразующих оппозиций русской культуры. А. Осповат («Тютчев и конфессиональная ситуация в России XIX века») рассмотрел некоторые аспекты панславистской идеологии поэта. В частности, было обращено внимание на то, что православная утопия Тютчева тесно связана с языком (в узком и широком смысле слова), выработанным католической традицией на Западе. Н. Богомо» лов («Дневники и эпистолярия в русской культуре начала XX века») подчеркнул принципиальное различие функций дневника в двух типах культурного сознания, условно названных «символистским» и «постсимволистским». Если в культуре «символистского» типа дневник становится средством жизнестроения, выливающегося непосредственно в литературу (В.

Цитировать

От редакции Четвертые Тыняновские чтения / От редакции // Вопросы литературы. - 1988 - №11. - C. 277-279
Копировать