Не пропустите новый номер Подписаться
№12, 1990/Хроники

Четверть века русской поэзии

Держать в руках этот каталог – одно удовольствие. Правда, когда перелистаешь его, а уж тем более после того, как прочитаешь, это чувство сменяется грустью и завистью. И не только потому, что это – прекрасно изданный, броско оформленный, с большим количеством иллюстраций путеводитель по выставке книг и рукописей, проходившей в Калифорнии и организованной библиотеками Стэнфордского университета. В основном же потому, что каталог представляет собой настоящий учебник, насыщенный справочным материалом по русской поэзии, охватывающий 25-летний период – с 1905 по 1930 год.

До недавнего времени о многих направлениях поэзии тех лет (как раз очень богатых разнообразными школами и течениями) невозможно было найти в наших библиотеках почти ничего. Даже имена некоторых известных всему миру, за исключением Советского Союза, поэтов не должны были появляться и не появлялись в печати.Сейчас другое время. Писать можно о чем угодно. Но, к сожалению, для выпуска, вернее, для невыпуска таких изданий находится много причин: не хватает то бумаги, то типографских мощностей, то еще чего-нибудь. Хотя первые ласточки уже появляются. Здесь можно назвать книгу Е. Ермиловой «Теория и образный мир русского символизма»(М., 1989; рецензию на нее Е. Певак см.: «Вопросы литературы», 1990, N 10).

Русская лирическая поэзия начала XX столетия – так же, как и живопись, театр, балет и музыка того периода – получила широкую (более широкую, чем на родине) известность за границей. Тогда некоторые исследователи даже утверждали, что «по стилистическому разнообразию, лирической силе и дерзости это была самая интересная поэзия в Европе».Бурные годы с первой русской революции 1905 года и по начало 1930-х вызвали радикальные изменения во всех сферах русской культуры. Особенно они повлияли на поэзию. Как пишет профессор русской литературы Стэнфордского университета Лазарь Флейшман, «за исключением эпохи Пушкина… никогда, ни раньше, ни после, не играла поэзия такой центральной роли на культурной арене России…». Этот период, часто называемый Серебряным веком русской поэзии, дал миру целое созвездие лирических поэтов – таких, как Блок, Ахматова, Маяковский, Пастернак, Цветаева, Белый, Хлебников, Мандельштам, Гумилев, Бунин, Ходасевич и т.д.Разумеется, расцвет всех видов творчества был так или иначе связан с социальными и политическими потрясениями, выпавшими на долю той эпохи. Некоторые участники русского культурного возрождения начала нашего века в своей поэзии предсказывали неслыханные социальные катаклизмы – мировые войны, кровавые революции и даже, как в поэме А. Белого 1918года, создание атомной бомбы. Другие (как Маяковский) были непосредственно вовлечены в политическую жизнь. Но даже те писатели, которые старались остаться в стороне от социальных и политических проблем, неизбежно были затронуты ими.В 1920-е годы русская культура раскололась на две параллельные, но относительно автономные части – советскую и эмигрантскую. Характерное для того времени все более и более нетерпимое отношение нашего государства к проявлениям художественной и особенно идеологической независимости достигло своего пика в 1930-е годы, которые после смерти Маяковского были отмечены полным отречением от наследства российского литературного авангарда и наступлением сталинской диктатуры на все сферы интеллектуальной жизни.Выставка дала широкую панораму всего многообразия русской поэзии в промежуток времени, составляющий более чем четверть века. На ней демонстрировалось свыше полутора сотен экспонатов: книг, журналов, рукописей. Причем отражающих все основные поэтические направления тех лет, показывая как их ведущих представителей, так и малоизвестных поэтов.

Цитировать

Шарапкова, Л. Четверть века русской поэзии / Л. Шарапкова // Вопросы литературы. - 1990 - №12. - C. 369-371
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке