№8, 1972/На темы современности

Чешков вчера и сегодня

В пьесе «Человек со стороны» очень точно воспроизведена система отношений, подмеченная драматургом на большом заводе, но, очевидно, не только для этого завода характерная. Система отношений, против которой и направлена, в частности, экономическая реформа, самая ее внутренняя суть. Это отношения, основанные на цепочке неправд, замкнутые в ней, когда одна неправда цепляется за другую, переходит из звена в звено. Когда сверхзадача человеческой деятельности сводится не к тому, чтобы работать как можно лучше и сделать как можно больше, а к тому, чтобы наиудачнейшим образом доложить в вышестоящую инстанцию о проделанной работе, и все направлено на то, чтобы работа оценивалась именно по этому докладу в соответствующей инстанции, а не по сделанному реально.

В пьесе, по-моему, верно показана и та система «аргументации», которая призвана прикрывать подобные ненормальные отношения, складывающиеся кое-где в процессе совместного труда. Отношения, которые еще существуют в действительности и тревожно дают о себе знать.

Они прежде всего развращают людей профессионально. Ведь в такой цепочке разница между компетентными работниками и некомпетентными исчезает. Люди непрофессиональные чувствуют себя вполне на месте, а люди профессиональные чувствуют себя неуютно, ибо их профессионализм бывает ни к чему. Отдача от тех и от других, в сущности, одинакова, а это не только создает условия для скорейшей утраты квалификации или, как я уже сказал, развращает профессионально – это развращает и нравственно.

И вот в этот порядок отношений, десятилетиями складывавшийся на большом заводе, порядок, в который, не умея сопротивляться ему, постепенно привыкая, втягиваются в немалом количестве и вполне достойные люди, ввергнут новый человек, «человек со стороны», инженер Алексей Чешков. Он появился не сам по себе, его пригласило руководство завода, ибо понимает, что завод работает плохо, что так в современных условиях работать нельзя.

Этот характер, едва родившись, сразу вызвал споры. Существует точка зрения, что наконец-то появился тот самый нынешний положительный герой, которого многие искали и он мало кому удавался – и вот наконец удался вполне.

Раздавались и голоса прямо противоположные, когда говорили: какой же это положительный герой, он хам, он бестактен, не умеет ладить с людьми, понимать их, он готов всех подстричь под одну гребенку, он жесток, негуманен и т. д.?!

Мне кажется, эти споры нужны и плодотворны до тех пор, пока не сводятся к рассуждению о том, правильно ли поступил И. Дворецкий, выдавая Чешкова за современного героя. Когда споры заходят в эту плоскость, они становятся совершенно схоластическими и ненужными. Драматург в данном случае зорко подметил жизненный социальный тип, который в сегодняшней действительности складывается. Идеи научно-технического прогресса, идеи экономической реформы захватывают так или иначе все больший круг людей. Появление Чешковых обусловлено временем. Они рождаются на наших глазах, сейчас. Человеческий тип в движении, в развитии, он далек от завершенности, откристаллизованности. И, как всякий человеческий тип, который пребывает в стадии формирования, он имеет несколько перспектив, разных путей, которые в какой-то момент могут достаточно резко разойтись.

И самый конфликт, который затронут И. Дворецким в пьесе, – это живой конфликт, движущийся, изменяющийся во времени.

Года три с липшим тому назад мне довелось читать сценарий, первооснову нынешней пьесы. Если сейчас содержание ее в кругу бурно обсуждаемых проблем, то тогда, лично для меня, написанное И.

Цитировать

Щербаков, К. Чешков вчера и сегодня / К. Щербаков // Вопросы литературы. - 1972 - №8. - C. 80-83
Копировать