Биографический миф Максима Горького в ранней итальянской рецепции
Статья написана при поддержке гранта РФФИ/РГНФ «М. Горький в Италии. К 150-летнему юбилею со дня рождения писателя» № 16-04-00394.
М. Горький рано приобретает широкую известность в Италии: с самого начала 1900-х годов переводятся и издаются его произведения, а пьесы ставятся в итальянских театрах. С появлением первых итальянских переводов и критических статей начинает складываться итальянский миф о Горьком, основой которого становится биография писателя, точнее – ее мифологизированный вариант.
Источником представлений о жизни Горького выступают в первую очередь его произведения, которые воспринимаются итальянской аудиторией как автобиографические1. Уже в 1900–1901 годах в итальянских журналах появляются первые переводы горьковских рассказов («Мальва», «Дед Архип и Ленька», «Челкаш» и др.). В июле 1901 года в журнале «Ла Нуова Антолоджия», где систематически публикуются материалы о России и русской культуре, появляется первая в Италии крупная критическая статья о Горьком авторства Л.
- Вопрос об автобиографизме творчества Горького и степени мифологизированности его биографии неоднократно затрагивался в отечественных изданиях, как научных [Вайнберг 1976; Спиридонова 2004; Спиридонова 2013], так и популярных [Баранов 1996; Басинский 2006; Басинский 2008; Быков 2008].[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 2018
Литература
Ариас-Вихиль М. А. Из истории русско-итальянских литературных связей начала ХХ века: Максим Горький в зеркале итальянской критики // Новые российские гуманитарные исследования. 2012. № 7. URL: http://www.nrgumis.ru/articles/343/ (дата обращения: 01.08.2017).
Баранов В. И. Горький без грима. Тайна смерти. М.: Аграф, 1996.
Басинский П. В. Горький. М.: Молодая гвардия, 2006. (ЖЗЛ).
Басинский П. В. Максим Горький: миф и биография. СПб.: Вита Нова, 2008.
Боцяновский В. Ф. Максим Горький. Критико-биографический этюд. СПб.: Тип. А. С. Суворина, 1901.
Быков Д. Л. Был ли Горький? М.: АСТ, 2008.
Вайнберг И. И. За горьковской строкой. Реальный факт и правда искусства в романе «Жизнь Клима Самгина». М.: Советский писатель, 1976.
Вогюэ Э.-М. де. Максим Горький. Произведения и личность писателя / Перевод А. Б. Ф. СПб.: Изд. М. В. Пирожкова, 1902.
Спиридонова Л. А. М. Горький: новый взгляд. М.: ИМЛИ РАН, 2004.
Спиридонова Л. А. Настоящий Горький: мифы и реальность. М.: ИМЛИ РАН, 2013.
Фокин С. Л. Фигуры Достоевского во французской литературе XX века. СПб.: РХГА, 2013.
Bottazzi L. M. Massimo Gorki // Gorki M. Amore che uccide! Napoli: Societa’ editrice partenopea, 1905. P. 7–25.
Castelli C. Massimo Gorki // Gorki M. In America. Roma: Voghera, 1906a. Р. 1–14.
Castelli C. Prefazione // Gorki M. Scritti filosofici e sociali. Roma: Mongini, 1906b. Р. 7–16.
Conforti L. Massimo Gorki. La sua vita e le sue opere // Gorki M. Angoscia! Napoli: Bideri, 1905. P. V–XXXI.
Damiani G. F. Due drammi di Massimo Gorki. «Piccoli borghesi» e «Nei bassi fondi» // Rivista teatrale italiana. 1903. Anno III, vol. 5. P. 277–280.
De Sanctis N. Maxim Gorki // Gorki M. La vita e’ una sciocchezza! Milano: Treves, 1919. P. V–XXVII.
Di Vita G. Nei bassi fondi di Massimo Gorki. Bologna: Rivista «Il Pensiero», 1909.
Ferrari C. Il vagabondo e le stelle. Vita di Massimo Gorkij. Novara: De Agostini, 1990.
Ferrari C. Gorkij: fra la critica e il dogma. Roma: Editori Riuniti, 2002.
Garassini G. B. Massimo Gorki. Parma: Grazioli, 1906.
Gropallo L. Massimo Gorki // Nuova Antologia. № IV. Luglio 1901. P. 323–240. (Фотокопия из архива М. Горького ИМЛИ РАН. Кн. п. 1649, коллекция Фабри.)
Massimo Gorki // Gorki M. Rivoluzionarii e forzati. Napoli: Societa’ editrice partenopea, 1905. P. 7–28.
Massimo Gorki // Gorki M. Il traditore. Napoli: Gennaro Monte, 1906. P. V–X.
Rohl M. Le roman russe de Eugfne-Melchior de Vogtе: еtude prеliminaire. Stockholm: Almqvist & Wiksell International, 1976.