№4, 2018/Век минувший

Биографический миф Максима Горького в ранней итальянской рецепции

Статья написана при поддержке гранта РФФИ/РГНФ «М. Горький в Италии. К 150-летнему юбилею со дня рождения писателя» № 16-04-00394.

М. Горький рано приобретает широкую известность в Италии: с самого начала 1900-х годов переводятся и издаются его произведения, а пьесы ставятся в итальянских театрах. С появлением первых итальянских переводов и критических статей начинает складываться итальянский миф о Горьком, основой которого становится биография писателя, точнее – ее мифологизированный вариант.

Источником представлений о жизни Горького выступают в первую очередь его произведения, которые воспринимаются итальянской аудиторией как автобиографические1. Уже в 1900–1901 годах в итальянских журналах появляются первые переводы горьковских рассказов («Мальва», «Дед Архип и Ленька», «Челкаш» и др.). В июле 1901 года в журнале «Ла Нуова Антолоджия», где систематически публикуются материалы о России и русской культуре, появляется первая в Италии крупная критическая статья о Горьком авторства Л.

  1. Вопрос об автобиографизме творчества Горького и степени мифологизированности его биографии неоднократно затрагивался в отечественных изданиях, как научных [Вайнберг 1976; Спиридонова 2004; Спиридонова 2013], так и популярных [Баранов 1996; Басинский 2006; Басинский 2008; Быков 2008].[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 2018

Литература

Ариас-Вихиль М. А. Из истории русско-итальянских литературных связей начала ХХ века: Максим Горький в зеркале итальянской критики // Новые российские гуманитарные исследования. 2012. № 7. URL: http://www.nrgumis.ru/articles/343/ (дата обращения: 01.08.2017).

Баранов В. И. Горький без грима. Тайна смерти. М.: Аграф, 1996.

Басинский П. В. Горький. М.: Молодая гвардия, 2006. (ЖЗЛ).

Басинский П. В. Максим Горький: миф и биография. СПб.: Вита Нова, 2008.

Боцяновский В. Ф. Максим Горький. Критико-биографический этюд. СПб.: Тип. А. С. Суворина, 1901.

Быков Д. Л. Был ли Горький? М.: АСТ, 2008.

Вайнберг И. И. За горьковской строкой. Реальный факт и правда искусства в романе «Жизнь Клима Самгина». М.: Советский писатель, 1976.

Вогюэ Э.-М. де. Максим Горький. Произведения и личность писателя / Перевод А. Б. Ф. СПб.: Изд. М. В. Пирожкова, 1902.

Спиридонова Л. А. М. Горький: новый взгляд. М.: ИМЛИ РАН, 2004.

Спиридонова Л. А. Настоящий Горький: мифы и реальность. М.: ИМЛИ РАН, 2013.

Фокин С. Л. Фигуры Достоевского во французской литературе XX века. СПб.: РХГА, 2013.

Bottazzi L. M. Massimo Gorki // Gorki M. Amore che uccide! Napoli: Societa’ editrice partenopea, 1905. P. 7–25.

Castelli C. Massimo Gorki // Gorki M. In America. Roma: Voghera, 1906a. Р. 1–14.

Castelli C. Prefazione // Gorki M. Scritti filosofici e sociali. Roma: Mongini, 1906b. Р. 7–16.

Conforti L. Massimo Gorki. La sua vita e le sue opere // Gorki M. Angoscia! Napoli: Bideri, 1905. P. V–XXXI.

Damiani G. F. Due drammi di Massimo Gorki. «Piccoli borghesi» e «Nei bassi fondi» // Rivista teatrale italiana. 1903. Anno III, vol. 5. P. 277–280.

De Sanctis N. Maxim Gorki // Gorki M. La vita e’ una sciocchezza! Milano: Treves, 1919. P. V–XXVII.

Di Vita G. Nei bassi fondi di Massimo Gorki. Bologna: Rivista «Il Pensiero», 1909.

Ferrari C. Il vagabondo e le stelle. Vita di Massimo Gorkij. Novara: De Agostini, 1990.

Ferrari C. Gorkij: fra la critica e il dogma. Roma: Editori Riuniti, 2002.

Garassini G. B. Massimo Gorki. Parma: Grazioli, 1906.

Gropallo L. Massimo Gorki // Nuova Antologia. № IV. Luglio 1901. P. 323–240. (Фотокопия из архива М. Горького ИМЛИ РАН. Кн. п. 1649, коллекция Фабри.)

Massimo Gorki // Gorki M. Rivoluzionarii e forzati. Napoli: Societa’ editrice partenopea, 1905. P. 7–28.

Massimo Gorki // Gorki M. Il traditore. Napoli: Gennaro Monte, 1906. P. V–X.

Rohl M. Le roman russe de Eugfne-Melchior de Vogtе: еtude prеliminaire. Stockholm: Almqvist & Wiksell International, 1976.

Цитировать

Голубцова, А.В. Биографический миф Максима Горького в ранней итальянской рецепции / А.В. Голубцова // Вопросы литературы. - 2018 - №4. - C. 42-59
Копировать