№7, 1962/Коротко о книгах

Беспощадный реализм Жеромского

В. В. Витт, Стефан Жеромский, Изд. АН СССР, М. 1961, 344 стр.

Творчество Стефана Жеромского – это целая эпоха в истории польской литературы. Треть века – от начала 90-х годов до 1925 года – звучал голос писателя, ставшего «совестью своего поколения, властителем дум и чувств» польского народа.

Автор «Бездомных» давно и прочно завоевал симпатии советского читателя. Совсем недавно вышло четырехтомное Собрание его сочинений. А вслед за ним появилась монография В. Витт – первое большое советское исследование о Жеромском.

Перед нами Серьезный и добросовестный труд, подробно прослеживающий творческий путь писателя. В. Витт широко использует материалы, документы и выводы литературоведов Народной Польши. Обобщая все данные, она стремится показать эволюцию взглядов художника на фоне общественной борьбы его эпохи и в связи с этой борьбой.

Совершенно правильно определяя ведущую художественную тенденцию в творчестве Жеромского как беспощадный, не упрощающий явления реализм, В. Витт раскрывает глубинные социальные процессы, которые вызвали ее к жизни. Удачен анализ таких этапных произведений, как «Бездомные», «История греха», «Краса жизни», «Канун весны», – он подводит нас к общественным истокам настроений и исканий художника. «Жеромский, – пишет В. Витт, – является в польской литературе самым большим и общепризнанным певцом революции». Здесь речь идет о революции 1905 года, однако эти слова справедливы и в более широком смысле: революционная тема проходит через все творчество писателя.

Обращаясь к общественным истокам творчества Жеромского, исследователь вскрывает также первопричину многих политических иллюзий и социальных утопий, тяжелым грузом лежавших на мировоззрении писателя-демократа. Они стоили ему жестоких жизненных разочарований, немаловажных художественных просчетов.

Однако в монографии изучение социальных истоков творчества писателя не сопровождается столь же пристальным исследованием его литературного окружения. Если в книге подробно рассказана история знакомства и дружбы Жеромского с Горьким, если проводятся аналогии между произведениями Жеромского и Л. Толстого, то соотечественникам писателя повезло гораздо меньше. Это особенно относится к польской литературе первых лет независимости: литературная среда, в которой возник такой шедевр Жеромского, как «Канун весны», обрисована лишь пунктиром. А ведь последний этап творчества писателя совпадает с началом становления в Польше пролетарской литературы, литературы социалистического реализма. И здесь мы встречаемся не с простым совпадением во времени, а с художественной преемственностью, и эту преемственность следовало бы вскрыть: ведь пишет же В. Витт, анализируя «Канун весны», об «устремленности в будущее» как важнейшей особенности этого романа. К сожалению, она довольствуется несколькими словами, хотелось бы большего.

Цитировать

Рабинович, Г. Беспощадный реализм Жеромского / Г. Рабинович // Вопросы литературы. - 1962 - №7. - C. 231-234
Копировать