Бернард Шоу и русские писатели
А Г. Образцова, Бернард Шоу и русская художественная культура на рубеже XIX и XX веков, М., «Наука», 1992, 240 с.
Книга А. Образцовой «Бернард Шоу и русская художественная культура на рубеже XIX и XX веков» создана на тему весьма академическую. Она освещает проблемы, к которым много раз обращались отечественные историки литературы, – взаимоотношения Бернарда Шоу с тремя великими русскими писателями: Львом Толстым, Чеховым и Горьким.
Тем не менее исследование современно в самом лучшем смысле этого слова. Оно несет на себе черты того нового литературоведческого мышления, которое начинает складываться у нас сейчас и которое серьезно отличается от традиционной, во многом казенной филологической науки прошлых лет. Современность выступает уже во введении. Здесь рассматривается вопрос о соотношении специфически национальных черт той или иной культуры и связи ее с другими национальными культурами, с тенденцией слияния их в некоем общечеловеческом синтезе. Это движение охватывает и область политики. Так, сегодня у больших и малых наций бывшего СССР интерес к возрождению национальных традиций сопровождается ростом националистических амбиций, утверждением изоляционизма. Одновременно на Западе возникло (и постепенно приобретает реальные контуры) стремление к объединенной Европе. Несмотря на противоположность, это две стороны единого процесса.
В подобном контексте и анализирует А. Образцова взаимоотношения Бернарда Шоу с русскими писателями. Причем рассматривает их непредвзято, с завидной свободой и объективностью. Читатель становится участником живого, интересного диалога (перекличек, реминисценций, скрытой и явной полемики), возникшего между Шоу и русскими писателями.
Наши историки литературы много занимались темой «Лев Толстой и его западные современники». Достаточно назвать монографии Т. Мотылевой «Мировое значение Л. Н. Толстого» и Э. Зиннера «Творчество Л. Н. Толстого и английская реалистическая литература конца XIX и начала XX столетия». Но при всей ценности этих книг, в которых собран и осмыслен большой фактический материал, обе они написаны по принципу «наш мальчик лучше», что подспудно продиктовано идеологическим заказом утвердить превосходство нашей литературы надо всем, что создавалось на Западе, и таким образом представить нашу страну «выше» всех других культурных регионов.
А. Образцова прослеживает разные периоды и разные грани отношений русского и английского писателя.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.