Документы свидетельствуют…. Публикация М. Емельченковой и Е. Никифорова
Мы продолжаем публикацию материалов Центра хранения современной документации. Начало см.: «Вопросы литературы», 1993, вып. I, II, III.
Из фондов Центра хранения современной документации (ЦХСД)
Вероятно, трудно отыскать меру полноты, с какой можно и нужно раскрыть крупную творческую личность, тем более если широта ее интересов не ограничивается профессиональными устремлениями. Нет, «не ограничивается» – это, пожалуй, мелко и даже близко не подходит к всеохватности того, что хотел увидеть в жизни и осмыслить Илья Эренбург (а речь именно о нем), осмыслить и дать толкование происходящего вокруг него ежедневно или оценить по-своему события, отнесенные историей к эпохальным…
Журнал «Вопросы литературы» уже не раз публиковал воспоминания об Илье Григорьевиче, его переписку, другие материалы, призванные обогатить представление и литературоведов, и читательской массы об этом писателе. Дополнением к опубликованным материалам будут документы, что длительное время покоились в архиве ЦК КПСС. Они касаются многообразной деятельности И. Эренбурга, правда, в значительной мере – под углом зрения высшего партийного органа.
Эти документы о никогда невидимых читателю отношениях литератора с официальными структурами, отношениях, которые ложатся на многосложное понятие – «власть и культура». И конечно же, во многих случаях здесь присутствует Главлит1. Его недремлющее око проникает всюду, и вот результат – у Эренбурга трудности с публикацией очередных глав мемуарной эпопеи «Люди, годы, жизнь» в журнале «Новый мир», препятствия с изданием ранних произведений «В Проточном переулке» и «Рвач» в девятитомном собрании сочинений, и писатель обращается в высокие инстанции (есть два письма и к Н. С. Хрущеву), чтобы убедить их в нелогичности, беспочвенности, нелепости да и вредности чинимых ему преград.
Весьма показательна в этой группе материалов записка Отдела культуры ЦК КПСС от 6 февраля 1964 года. Работники отдела предлагают разрешить опубликовать произведения, вызвавшие возражения Главлита, но тут же высказывают мнение, что после издания они «могут быть в общем порядке подвергнуты критике в печати». Такое мнение отдела означало только одно – «команду», учитывая резолюцию, начертанную на названной записке главными идеологами партии: «Согласиться. Ильичев, Суслов, Пономарев».
Нелишним будет сказать, что годами раньше – в пятьдесят седьмом – тот же отдел, давая отрицательную оценку предисловию И. Эренбурга к однотомнику И. Бабеля2, предложил даже конкретные издания, которым следовало бы «поручить подвергнуть серьезной, обоснованной критике» названное предисловие. И непременное «Согласиться» было также начертано по верхнему полю записки, но принадлежало оно перу другого секретаря ЦК – Л. Поспелова.
Среди документов и фрагменты из упомянутых мемуаров о периоде 1943 – 1944 годов, против которых выступил Главлит, и право же, в них много того, что заставляет иначе взглянуть на национальную проблему, не имевшую якобы проявлений в ту героическую пору. Судя по словам «всесоюзного старосты» М. И. Калинина, сказанным Оренбургу после церемонии вручения ордена Илье Григорьевичу3, антисемитизм давал о себе знать не только на бытовом уровне…
Достаточно любопытно интервью писателя австрийскому журналу «Брюкке», вполне благополучное, даже благостное, хотя и названное «Мои неприятности», вызвавшее, однако, неприязненное отношение у властных структур. Такой же была реакция властей на некоторые другие выступления Оренбурга.
Небезынтересны и такие, казалось бы традиционные, материалы того же Отдела культуры ЦК КПСС о Всемирном конгрессе за всеобщее разоружение и мир (Москва, 1962 год) и о 70-летии И. Эренбурга. Информация о конгрессе содержит характеристики выступлений деятелей культуры с акцентом на высказываниях, которые трактуются как отход от «наших идеологических позиций» (достается и Илье Григорьевичу), а в информации о юбилее, кроме этого, примешивается стремление «поделить выступающих по национальному признаку.
Материалы публикуются полностью по подлинникам (копии оговорены) в хронологическом порядке, с указанием всех имеющихся на документах помет. Орфография сохранена.
ОБ ИНТЕРВЬЮ И. Г. ЭРЕНБУРГА «МОИ НЕПРИЯТНОСТИ»
1
ПИСЬМО В ЦК КПСС ВРЕМЕННО ИСПОЛНЯЮЩЕГО ОБЯЗАННОСТИ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВЛЕНИЯ ВОКС4 В. Г. ЯКОВЛЕВА
12 октября 1954 г.
ЦК КПСС
При этом направляем Вам перевод интервью, данного писателем И. Г. Эренбургом для журнала «Брюкке» (орган Австро-Советского общества) 5. Как сообщает уполномоченный ВОКС в Австрии [А. М.] Паркаев, Верховный комиссар СССР в Австрии тов. [А. Г.] Ильичев выразил сомнение в целесообразности публикации этого интервью в предложенном виде, вследствие чего т. Паркаев под благовидным предлогом просил руководителей Австро-Советского общества воздержаться на один день от печатания интервью с тем, чтобы иметь возможность посоветоваться с руководящими инстанциями. Однако редактор журнала заявил, что задержка набора на один день принесет журналу убыток, вследствие чего работники аппарата Верховного комиссара вынуждены были дать санкцию на печатание интервью, которое должно быть опубликовано в октябрьском номере «Брюкке» под заголовком «Мои неприятности».
Приложение: по тексту на 5 л.
Врио Председателя Правления ВОКС В. ЯКОВЛЕВ.
ЦХСД. Ф. 5. Оп.
- Главное управление по охране военных и государственных тайн в печати при Совете Министров СССР.[↩]
- См.: И. Бабель, Избранное, М., 1957.[↩]
- В мае 1944 года И. Оренбург был награжден орденом Ленина.[↩]
- Всесоюзное общество культурных связей с зарубежными странами.[↩]
- Интервью печатается, док. 3.[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.