Б. Н. Тарасов. «Мыслящий тростник». Жизнь и творчество Паскаля в восприятии русских философов и писателей
Книга Б. Тарасова впечатляет своей основательностью и универсальностью: ее с интересом прочтет и знаток творчества Паскаля, и человек, никогда прежде не открывавший книг знаменитого автора «Мыслей» (благо, это произведение французского писателя, равно как и его подробная биография, включены в книгу Б. Тарасова). Но замысел автора явно выходит за рамки свидетельств о восприятии творчества Паскаля русскими писателями и философами XIX – начала XX века.
Прекрасное знание предмета позволяет Б. Тарасову, отталкиваясь от паскалевской темы, представить нам широкую панораму русской религиозно-философской мысли двух минувших веков, подтверждающую дорогую ему мысль о центральном месте христианства в русской литературной традиции.
Роль скрепы, не позволяющей построенному автором зданию развалиться под тяжестью собранного материала, играют паскалевский дух беспощадного самопознания и его знаменитые оппозиции: между бесконечностью духовного потенциала человека и его материальной слабостью, между цельным религиозно-философским знанием и прагматической ограниченностью «постренессанса». Эти дихотомии оказались очень созвучны русскому сознанию, и в книге Б. Тарасова они выступают как музыкальные темы в сонате, повторяясь на разные голоса то в писаниях А. Хомякова о церкви, то в толстовских дневниках, то в стихах Тютчева.
Казалось бы, что общего может быть у православного фольклориста И.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 2007