№1, 2011/Поэтика жанра

Авторские жанровые номинации в современной русской прозе как показатель кризиса жанрового сознания

Русские писатели всегда демонстрировали самобытное понимание жанра, выходя за пределы устоявшихся параметров. Жанр всякий раз творится заново, обновляется индивидуальностью выражения, неповторимой авторской интонацией.

Как полагает современная жанрология1, трансформация жанровых форм в меняющейся парадигме художественности происходит при ориентации на структурный принцип «ведущего жанра», становящийся метажанровым принципом. Доминирование романа в эпоху реализма проявилось в «романизации» других жанров. М. Бахтин, проанализировав особенности романного слова, открыл неограниченные возможности его смыслового насыщения и жанрового обновления. Находясь в процессе «становления» и «неготовности», роман противостоит сложившимся «твердым формам», обладающим «завершенной целостностью». Он являет собой первый в истории литературы неканонический жанр «вероятностно-возможной» модальности2.

В эпоху социальных катаклизмов и военных катастроф ХХ века гуманистические идеи классического романа, утверждавшего абсолютную ценность личности, вступают в противоречие с набирающим ускорение процессом обесценивания человеческого индивидуального «я». Традиционная реалистическая техника художественного анализа отношений среды и человека в новых социокультурных условиях подвергается разрушению. Антропоцентризм романа, строящегося вокруг одной или нескольких человеческих судеб, в современной литературе сменяется аморфностью многофигурных композиций3.

В конце ХХ века национальная культура с доминирующей ролью словесности переживает кризис логоцентризма, отдавая предпочтение визуальным и звуковым способам передачи информации. Академик В. Костомаров обобщает: «Становится все затруднительнее полноценно воспринимать информацию, не поддерживаемую изображением, цветом, движением, звуком <…> Массмедиа изменили статус не только устного, но и написанного слова — от него уже не требуется никакой книжной основательности»4.

Спор о судьбах романа не прекращается. Переосмыслению подвергается сам принцип жанровости словесного искусства5. Между тем на рубеже ХХ — XXI веков роман по-прежнему остается наиболее востребованным жанром и в реалистической прозе: роман-эпопея «Красное колесо» А. Солженицына (1990), «Роман воспитания» Н. Горлановой (1996), семейные саги — «Московская сага» В. Аксенова (1994), «Дом, который построил дед» Б. Васильева (1991), «Медея и ее дети» Л. Улицкой (1996); и в творениях постмодернистов: «Роммат: роман-фантазия на историческую тему» Вяч. Пьецуха (1990), «Бесконечный тупик: роман-комментарий» Д. Галковского (1991), «Поселок кентавров: роман-гротеск» А. Кима (1993); и в массовой литературе: исторические детективы Б. Акунина «Приключения Эраста Фандорина» (1998), полицейские детективы А. Марининой «Смерть ради смерти» (1995), фэнтези-романы Н. Перумова «Кольцо тьмы» (1993)…

Нам представляется, что жанровые трансформации художественной словесности конца ХХ — начала ХХI века осуществляются преимущественно в двух направлениях: к расширению границ и скрещиванию жанров (это путь гибридизации) либо к сужению семантического поля, редукции: это путь минимализации.

Жанровая маркировка, вводимая самими авторами, сигнализирует читателю об избранном им пути: «Дурочка: роман-житие» С. Василенко (1998), «Сбор грибов под музыку Баха: роман-мистерия» А. Кима (1998), «Орфография: опера в трех действиях» Д. Быкова (2003).

Жанровая минимализация кладется в основу новых романных форм: «Живите в Москве: рукопись на правах романа» Д.

  1. Бахтин М. Эпос и роман (О методологии исследования романа) // Бахтин М. Литературно-критические статьи. М. 1986; Шайтанов И. Жанровое слово у Бахтина и формалистов // Вопросы литературы. 1996. № 3; Лейдерман Н. Теоретическая модель жанра // Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. и др. Практикум по жанровому анализу литературного произведения. Екатеринбург: Изд. УрГПУ, 2003. []
  2. Бройтман С. Историческая поэтика. М.: Академия, 2004. С. 319. []
  3. См.: Хазанов Б. Апология нечитабельности. Заметки о романе и романах // Октябрь. 1997. № 10; Иванов В. Взгляд на русский роман // Звезда. 1994. № 7.[]
  4. Костомаров В. Наш язык в действии. Очерки современной русской стилистики. М.: Гардарики, 2005. С. 215. []
  5. См.: Тамарченко Н. Методологические проблемы теории рода и жанра в поэтике ХХ века // Теория литературы. Т. 3: Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении). М.: ИМЛИ РАН, 2003; Женетт Ж. Фигуры. В 2 тт. Т. 2. М.: Изд. им. Сабашниковых, 1998. []

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 2011

Цитировать

Маркова, Т.Н. Авторские жанровые номинации в современной русской прозе как показатель кризиса жанрового сознания / Т.Н. Маркова // Вопросы литературы. - 2011 - №1. - C. 280-290
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке