№10, 1963/Полемика

Аспект реваншистский

Эта книга озаглавлена вполне академически – «История немецкой литературы» 1. Недавно она вышла вторым, дополненным изданием в двух издательствах сразу – в швейцарском («Христиания», Цюрих) и в баварском (издательство «Иозеф Габбель», Регенсбург, ФРГ). Год издания не обозначен, но, видимо, это 1962. Монография написана так, как пишутся сейчас многие книги на Западе: бесстрастный академический стиль, сведения, факты, имена писателей, даты… Книга начинается вполне мирно – с германских эпических песен – и через девятьсот страниц текста подходит несколько ближе к XX веку.

Автор этого монументального труда – австрийский профессор Иозеф Надлер.

Существует много монографий по истории немецкой литературы, но книгу Надлера, бесспорно, нужно отметить особо. И не потому, что профессору удалось сказать свежее слово о «Нибелунгах» или, скажем, о драмах Клейста; таких открытий у него нет. Австрийский профессор проявляет редкий для академического ученого интерес к литературе наших дней, или, точнее, к некоторым ее представителям. Если сравнить его обширную книгу с монументальной фреской, то окажется, что она очень похожа на групповой портрет литературных знаменитостей «третьего рейха». Правда, как средневековые мастера, рядом с теми, кого он чтит как праведников, профессор изображает и тех, кого считает грешниками, – и, конечно, кипящими в смоле огненной…

Книга Надлера, благородно-академическая по внешности, – вполне продуманный документ идейной борьбы. Не нужно удивляться, что» покойный профессор не пощадил в этой борьбе и недавно умерших писателей, в том числе даже таких, как Генрих и Томас Манны. Идейное содержание этого труда по-своему любопытно: это сплав всех худших традиций предвоенного немецкого литературоведения (национализм, мистика, спекуляция именами классиков в самых дурных целях), с характерными для него элементами нацизма и того, что можно назвать официальной «боннской идеологией», сторонники которой, видимо, есть и в Австрии. Стоит разобраться в этом «монументальном» произведении и посмотреть, какие же средства мобилизованы в наши дни, чтобы подновить я слегка осовременить не очень свежие идеи.

Взгляды Надлера сложились еще в 20-е годы, когда он пропагандировал в своих работах националистические, профашистские идеи «почвенности». В дальнейшем они мало менялись. В издательской аннотации говорится, что «основные идеи произведения Надлера не были поколеблены ни теоретическими успехами избранной им науки, ни катастрофой немецкого народа» («катастрофа» здесь значит «разгром фашизма». Смелые в Баварии издатели!).

Новая книга Надлера логически продолжает его прежние работы. В тексте есть сочувственная ссылка на Адольфа Бертельса, известного реакционера и антисемита, который даже Иисуса Христа считал «арийцем». Бертельс – задолго до Розенберга и Гитлера – боролся за «истинно германский дух» в литературе и приклеивал ярлыки писателям в зависимости от места их рождения и «расовой чистоты». Под влиянием Бертельса Надлер выработал свой географический метод изучения литературы.

Надлера интересует не личность писателя, а так называемые «сверхличные силы»: дух, нация, вера, традиция, – конечно, в самом реакционном понимании. Хотя в новой книге Надлера сделаны некоторые либеральные поправки по сравнению с прежними его работами, тенденции его не изменились: как и раньше, он восхваляет германскую почву и германский дух.

Симпатии автора особенно ясно видны в последней обширной главе, где речь идет о немецкой литературе 1918 – 1945 годов.

  1. Joseph Nadler, Geschichte der deutschen Literatur, Christiania-Verlag, Zurich; Verlag Joseph Habbel, Regensburg [O. J.][]

Цитировать

Горин, А. Аспект реваншистский / А. Горин // Вопросы литературы. - 1963 - №10. - C. 135-138
Копировать