Антология под видом учебника. На правах послесловия
Перечитав суждения своих студентов, начну с напоминания. Современное школьное литературное образование в России предусматривает определенное знакомство школьников с основами стихосложения, историей русской силлабо-тоники и современным состоянием отечественного поэтического хозяйства.
Вместе с тем реальное положение в этой сфере литературного творчества ниже всякой критики. Абсолютное большинство выпускников наших школ имеет смутное представление о версификации, не способно отличить один стихотворный размер от другого, плохо понимает, в чем состоит своеобразие лирических жанровых форм, различие между ними и т. д. Вечная, неистребимая (и не надо истреблять!) жажда молодых сочинять стихи сегодня отличается явной деградацией: юные стихоплеты полагают, что примитивная рифмовка с помощью глаголов или мало созвучных слов и есть настоящая поэзия, продолжающая славу творений Пушкина и Есенина. Складывается впечатление, что единственным учебным пособием для них осталась известная глава «Как Незнайка сочинял стихи» из знаменитой книги Николая Носова, прочитанной еще в детсадовском возрасте.
Более того. К нам в редакцию газеты «Литература» не раз присылали с претензией на наши восхищенные отзывы роскошно изданные, в переплете, на мелованной бумаге (Евгений Рейн позавидует!) книги школьниц (в основном школьниц), набитые безграмотной графоманией. Как видно, их богатые папы также не обрели в школьные годы должных представлений, в чем же наконец существо русской поэзии и в чем ея особенность… Коротко говоря, при сохраняющемся интересе к кропанию как бы в рифму пишущие даже по своим техническим навыкам опустились на уровень младенческого бормотанья. Хотя еще во времена императорской России определилась здравая цель школьного образования в сфере поэзии:
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 2016