№10, 1965/Обзоры и рецензии

Антология Датской литературной критики

«Dansk Litteraer Kritik fra Anders Sфrensen Vedel til Sophus Claussen». En Antologi benhavn, Gyldendals Unlelфger 1964, 278 s.

Эта книга не является обычным сборником работ профессиональных критиков. Здесь собраны эссе, статьи, письма, предисловия писателей Дании за четырехвековой период – с XVI по XX век. Нельзя сказать, что книга дает полное представление о течениях и борьбе идей в датской литературе, но собранные критические заметки подчеркивают особенности художественного мышления и стиля крупнейших поэтов: и прозаиков от Людвига Хольберга до Софуса Клауссена. Составитель, молодой литературовед Иерген Эльбек, расположил статьи и эссе в хронологическом порядке, в пяти тематических разделах. В первом разделе «Литература и нация» представлены два писателя, оказавшие огромное влияние на развитие датского литературного языка. Это Андерс Серенсен Ведель (1542 – 1616) и Педер Сив (1631 – 1702). А. Ведель известен как собиратель и толкователь фольклора. Несомненной его заслугой явилась книга «Народные песни», введение в которую опубликовано в антологии. Ревностный христианин, упоминающий через каждые три строчки имя «господа нашего Иисуса Христа», А. Ведель тщательно собрал и обработал «сказания о деяниях первых датских королей», языческие песнопения, характерные сложной мифологией и колоритными образами героев-исполинов.

П. Сив, занимавшийся античной поэтикой, – один из наиболее серьезных исследователей творчества Вергилия и Горация. Его поэзия, в общем интересная и разнообразная, носит несомненный отпечаток «латинской музы». Торжественно и несколько выспренне П. Сив повествует об особенностях античной системы стихосложения, о влиянии ее на датскую поэтику, скрупулезно разбирает недостатки метрики современных ему поэтов и достоинства своих собственных стихотворных размеров.

Людвиг Хольберг (1684 – 1754), крупнейший датский драматург, чьи остроумные и блестящие комедии ставились наряду с мольеровскими при дворе Людовика XV, прославился беспощадными сатирами в адрес «ученых академиков» – схоластов, которые полагали, что чем дальше литература отходит от народного творчества, тем лучше. В антологии напечатано эссе Л. Хольберга о творчестве Аристофана, о «Мизантропе» Мольера и несколько писем о природе комедии. Л. Хольберг отличался широтой в отношении выбора тем и трактовки образов: «Поистине все равно, кого ты возьмешь в герои своего сочинения: будь то крестьяне, дерущиеся из-за охапки сена, или короли, сражающиеся за трон». В то же время Л. Хольберг настаивал на строжайшем соблюдении единства места и времени действия, традиционности сюжетной схемы и прочих правил, сформулированных Буало.

Раздел «Поэты и поэзия» начинается с предисловия Иоганнеса Эвальда (1731 – 1781) к «Собранию стихотворений». И. Эвальд – один из самых популярных датских поэтов, представитель раннего романтизма. Его поэзия – протест против рационализма, против прописной морали мелких буржуа. В «Предисловии» И. Эвальд анализирует свою обработку саги «Рольф Краге», высказывает ряд общих идей о происхождении саг. Интересна, хотя и спорна, его попытка проследить непосредственное влияние картин Рафаэля и Учелло на романтическую поэзию. Несколько наивными выглядят утверждения И. Эвальда о «явном приоритете чувства над мыслью», о том, что «человек может найти себя не в мертвых научных схемах, а только в вечном искании бога». Аналогичные решения проблемы «науки и богоискательству» дает и Иене Баггесен (1764 – 1826) в «Поэтической исповеди», отрывок из которой опубликован в антологии. И. Баггесен, разбирая миннезанг и поэзию позднего барокко, пытается проследить сходные черты у немецких романтиков – Клопштока, Виланда, Шиллера. Путем сравнения текстов «Утренней песни» Гофмансвальдау и «Оды к заре» Клопштока И. Баггесен приходит к выводу о родстве этих, казалось бы, столь разных литературных течений. Вообще период раннего романтизма отражен в книге наиболее четко. Чувствуется даже некоторое пристрастие составителя к поэтам и писателям конца XVIII – начала XIX столетия, особенно к Адаму Эйленшлегеру (1779 – 1850). Помимо его эссе и предисловий, публикуются исследования о нем Н. Ф. С. Грундтвига («Баггесен и Эйленшлегер»), Х. Хертца («Датская поэзия после 1814 года») и Иенса Петера Якобсеиа. Интерес к этому поэту объясняется прежде всего его исключительной ролью в развитии датской поэзии. В антологии приведены предисловия А. Эйленшлегера к «Собранию стихотворений» и к «Северным стихам», а также его статья «Поэтический язык». А. Эйленшлегер прослеживает воздействие народной речи на датский литературный язык, влияние фольклора рыбаков и крестьян на тематику своих собственных стихотворений. Поэт с удивительной Тонкостью анализирует образы и конструкции стихов «северного цикла», представляющие часто вариации народных песен. А. Эйленшлегер много сделал для развития датской культуры своими переводами щиллеровских драм, «Западно-восточного Дивана» и «Германа и Доротеи» Гете. Несмотря на многолетнее увлечение немецкой поэзией и философией, творчество А. Эйленшлегера на редкость оригинально. Его принципы перестройки датской системы стихосложения, его теория драматургии и художественного перевода интересны и для современных писателей.

Остальные разделы антологии составляют критические работы писателей и философов XIX и начала XX века. Выделяется исследование одного из родоначальников экзистенциализма Кьеркегора (1813 – 1855) – «Саги и народная поэзия». По мнению Кьеркегора, искусство есть не что иное, как попытка истолкования мифов древности с современной точки зрения, поскольку основные проблемы человечества – «бог и человек», «бог и дьявол», «свобода воли» – целиком даны в мифах. Художник, по Кьеркегору, только «оставляет завитки индивидуальности на краях пылающего мифа». Последним проявлением мифотворчества философ считает скандинавские саги IX и X веков; «вспышки» мифотворчества наблюдаются также у Данте, Мильтона и у некоторых средневековых народных поэтов. Искусство XIX века, считает Кьеркегор, за немногим исключением, создало незначительные компиляции мифов и саг. Мысли о будущем искусства, естественно, окрашены у него в самые темные цвета. Подобными идеями полны и сочинения современных экзистенциалистов. В корне противоположные воззрения содержит эссе замечательного публициста и общественного деятеля Георга Брандеса (1842 – 1927) «О лирике, эпосе и драме». Г. Брандес останавливается на произведениях Иенса Петера Якобсена, известного у нас по романам «Нильс Люне» и «Фру Мария Груббе», высоко оценивая мастерство этого писателя-реалиста. Для Г. Брандеса существовала не эпика богов и героев, но эпика народа, его судеб, его борьбы. Он верил в прогресс искусства, учил, что истинный художник обязан свой талант, свое творчество посвятить духовному развитию народа. Г. Брандес придавал огромное значение популяризации шедевров искусства среди народных масс. Интересен его разбор «Вильгельма Мейстера» Гете. «Это произведение удачно сочетает реалистическую канву сюжета с романтическими идеалами, что наиболее плодотворно для искусства», – заключает Г. Брандес.

Последний раздел – «Идея и действительность» – содержит в основном очерки писателей начала XX века. Это период перепутья в датской литературе, когда борьба между реализмом и декадансом особенно обострилась. К сожалению, составитель никак не отразил столкновение мировоззрений. Статьи и заметки Хельге Роде – поэта и драматурга, Иоганнеса Иергенсена – католического писателя, Якоба Кнудсена полны нападок на так называемый «дарвинизм» 1 в литературе. Эти провозвестники «нового искусства» восхваляют на все лады «религиозный мистицизм», «поиски потустороннего», «белые мистерии» французских и немецких символистов. С чисто художественной точки зрения интересны статьи И. Иергенсена и С. Клауссена об Эдгаре По и Шарле Бодлере. «Датская литературная критика» – антология содержательная и полезная. Несмотря на ряд дефектов (недостаточное освещение литературной жизни XIX столетия, явные личные пристрастия составителя, исключившего многих прогрессивных авторов, игнорирование значительных критических работ Г. БранДеса, И. Якобсена и К. Д. Блихера), антология дает представление о четырехвековом периоде датской литературы. Особенный интерес книга представляет для литературоведов, занимающихся ранним романтизмом.

  1. «Дарвинизмом» эти критики называют реалистические тенденции в литературе, попытки прогрессивных художников обратить внимание общественности на бедственное положение широких народных масс.[]

Цитировать

Головин, Е. Антология Датской литературной критики / Е. Головин // Вопросы литературы. - 1965 - №10. - C. 227-229
Копировать