№2, 2011/Книжный разворот

Анна Ахматова. Поэма без Героя. Проза о Поэме. Наброски балетного либретто. Материалы к творческой истории

Анна Ахматова. Поэма без Героя. Проза о Поэме. Наброски балетного либретто. Материалы к творческой истории. СПб.: Издательский дом «Мiръ», 2009. 1487 с.

Объемистый фолиант снабжен на титульном листе пространным комментарием, а на контртитуле и переплете кратко озаглавлен цитатой из ахматовского стихотворения «Надпись на Поэме»: «Я не такой тебя когда-то знала…». Обозначив жанр книги как «материалы к творческой истории», Н. Крайнева со своими сотрудницами Ю. Тамонцевой и О. Филатовой, несомненно, поскромничали. Наряду с публикуемыми «материалами» — исчерпывающим корпусом текстов девяти редакций Поэмы 1942-1963 годов и связанными с нею текстами — книга включает статьи, содержащие источниковедческий анализ этих материалов, а также историографический очерк трудов отечественных и зарубежных филологов, изучавших и публиковавших Поэму. Книга состоит из трех основных частей и приложения. Первая часть, посвященная самой «Поэме без Героя», занимает две трети объема книги; вторая и третья части посвящены соответственно «Прозе о Поэме» и «Наброскам балетного либретто по «Поэме без Героя»».

Издание, явившееся результатом многолетнего труда по выявлению в государственных хранилищах и частных собраниях творческих рукописей и списков «Поэмы без Героя» и их всестороннему исследованию, в полной мере заслуживает эпитетов: капитальное, монографическое и даже уникальное. Уникальность ему придают, с одной стороны, необыкновенная сложность творческой истории «Поэмы без Героя», над которой Ахматова работала почти четверть века, но так и не успела завершить, а с другой, — редкостная тщательность, можно даже сказать — скрупулезность анализа и воспроизведения всех дошедших до нас черновых и беловых текстов Поэмы. Об объеме проделанной работы красноречиво свидетельствует хотя бы такая цифра: выявлено и изучено 130 рукописных источников (автографов и списков) с текстами Поэмы. Все они использованы для определения этапов работы Ахматовой над текстом, установления и воспроизведения последовательных слоев авторской правки. Для установления хронологии всех редакций и каждого элемента авторской правки все источники подвергнуты тщательному палеографическому анализу носителей текста (тетрадей и отдельных листов), способов его воспроизведения (цвета и оттенков чернил и карандаша), последовательности зачеркиваний и вставок.

Во вводной статье к первой части аргументируются принятые текстологические решения и исследовательские выводы. Убедительно обосновано существование девяти последовательных редакций Поэмы, их датировка, а также тезис об отсутствии «канонического текста «Поэмы без Героя», зафиксированного автором в последней редакции». Оправданным представляется и отказ от использования аппарата подстрочных текстуальных примечаний, полное воспроизведение текстов каждой из девяти редакций и исчерпывающее приведение всей авторской правки в комментариях к каждой редакции. Это диктуется как исключительной сложностью истории текста Поэмы, так и стремлением наглядно представить все этапы работы Ахматовой над произведением.

Вместе с тем некоторые терминологические новации, а также способы доведения палеографических и текстологических фактов до сведения читателей и пользователей этого труда представляются спорными. Все рукописные и машинописные источники текста Н. Крайнева называет «экземплярами», сохраняя понятие «рукопись» лишь за творческими рукописями. Вряд ли правильно применять термин «экземпляр» к рукописным текстам. Экземпляры существуют там, где есть тираж. Тексты всех экземпляров одного тиража исконно, по определению идентичны друг другу. Впоследствии в каждый экземпляр может вноситься правка, и они перестают быть идентичными. Что же касается понятия «рукопись», то оно традиционно включает в себя любые тексты литературных или научных произведений, исполненные от руки (а также авторизованные машинописные тексты), — независимо от того, автографы это или списки, оригиналы или копии. При необходимости термин «рукопись» можно конкретизировать определениями: черновая, беловая, творческая, дарственная и т.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 2011

Цитировать

Черных, В.А. Анна Ахматова. Поэма без Героя. Проза о Поэме. Наброски балетного либретто. Материалы к творческой истории / В.А. Черных // Вопросы литературы. - 2011 - №2. - C. 500-503
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке