№5, 2007/Современна ли современная литература?

Английский роман: постмодерн и после него

АНГЛИЙСКИЙ РОМАН:
ПОСТМОДЕРН И ПОСЛЕ НЕГО

 

По остроумному выражению графа де Мельфора, известного своими «Английскими впечатлениями» в двух томах, Англия является страной «двадцати четырех религий и всего одного соуса». И «соус» этот – здравый смысл, чувство реальности – во все времена на столе англичан. Говорит ли об «английском интеллектуальном вкусе» русский Карамзин, немец фон Гентц или француз Тэн, все согласны в одном – не к идеям, а к реальным фактам влечется англичанин. Факты дают почву для серьезных размышлений, равно как и для иронии.

Известно, что в Англии высоко ценили Сервантеса как… комического писателя, представившего прототип излюбленного английского чудака. Эксцентрическое (не более того) отторжение здравого смысла в духе донкихотовского безумия по душе Филдингу, Стерну и насмешливой Остен. Вполне закономерно и то, что истые поклонники «туманностей Кантовой метафизики» Кольридж, Шелли и Байрон тепло приняли критику «чистого здравого смысла» Т. Л. Пикока, изобразившего их ненавистниками «нескольких упрямых вещей, именуемых фактами», в своем романе «Аббатство кошмаров». Англичанин будто тешится чудачествами, иногда, по словам Честертона, позволяя себе ненадолго «ампутировать свой здравый смысл», но никогда не позволяя себе утерять всякую связь с реальностью.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №5, 2007

Цитировать

От редакции Английский роман: постмодерн и после него / От редакции // Вопросы литературы. - 2007 - №5. - C. 5-6
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке