А. Ю. Сергеева-Клятис. Батюшков
В Вологде Батюшкова и все с ним связанное чтут и любят: и поэтическую гармонию, и несуетность у могилы в Спасо-Прилуцком монастыре, и здание педагогического колледжа на ул. Батюшкова, дом 2, ассоциирующееся прежде всего с тем, что там— в доме Гревенса, племянника Батюшкова,— в 1845—1855 годах жил Константин Николаевич. В активной памяти— рисунок Берга 1847 года, запечатлевший Батюшкова со спины у распахнутого на Соборную Горку окна. Идешь мимо его дома (батюшковского, хотя он же— и дом Гревенса, и педколледж) — ощущаешь его дух, устремленный на Соборную Горку, где памятник «коню и Батюшкову» сделался уже неотъемлемой частью пейзажа. Этот рисунок и многие фотографии, портреты, пейзажи, рисунки Батюшкова с любовью представлены в книге.
Ощущение дисгармонии, батюшковского внутреннего разлада с миром контрастирует с редкой гармонией его поэзии: «Батюшковская неуверенность в себе потрясает— сколько оговорок, сколько оправданий и опасений!» (с. 90); «Как уже говорилось не раз, Батюшков всегда видел действительность с некоторым смещением в негативную сторону. Обстоятельства, которые вполне могли бы рассматриваться как благополучные, казались ему крайне неудачными; там, где другой человек нашел бы надежду на будущее, он усматривал полную безнадежность и опускал руки. Печальное расхождение с реальностью было в природе Батюшкова» (с.156). Абсолютно естественная для биографа гармонизация реальности делает свое дело— книга А.СергеевойКлятис оставляет очень светлое ощущение. Авторский анализ отличается чуткостью и тонкостью. Особен
но увлекателен разговор на стилистическом уровне: «В письмах Батюшкова 1819 года встречаются странности стилистического плана, которые явственно указывают на изменения в его мировосприятии. Описывая уже ставшее привычным для него состояние тоски, Батюшков сбивается в рассуждениях…» (с. 193);
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 2013