№4, 2006/Книжный разворот

А. Н. Горбунов, Н. Р. Малиновская, Н. Т. Пахсарьяни др. История зарубежной литературы XVII века: Учебное пособие

Учебник по истории романо-германской литературы XVII века создан коллективом авторов, сотрудничающих с кафедрой истории зарубежной литературы МГУ. Ранее в пособиях такого типа материал располагался по территориальному и национально-языковому принципу; здесь – четырехуровневая организация, соответствующая эстетическим взглядам на поэтику речи и иерархию жанров самой презентируемой эпохи: 1 уровень – по видам художественной речи и жанрам, 2 – по странам, 3 – по авторам, 4 – по направлениям. Последний фактор нестабильный: разные стили часто соседствуют не только в творчестве одного автора, но и в одном тексте. Структура продуктивна, поскольку Европа XVII века представляла собой единое культурно-эстетическое пространство.

Внимание сосредоточено «…на узловых проблемах, жанрах, фигурах литературного процесса XVII в.» (с. 4), хотя описательности полностью избежать не удалось. В обзоре персоналий доминирует рассмотрение творческой эволюции и сравнительный метод: когда выделяется центральная фигура, а место остальных авторов определяется относительно нее. Представлены литературы, которым обычно не уделяется внимания: итальянская, шведская, американская. Это позволило расширить панораму литературных связей.

Традиционное разграничение барокко и классицизма Н. Пахсарьян во «Введении» по критериям правдоподобия, иерархии жанров и типов, отношению к вечному приводит ее к выводу, что общим для обоих стилей является драматичность, но «Классицизм как бы пытается эстетически преодолеть то противоречие, которое искусство барокко прихотливо запечатлевает…» (с. 21). В учебнике наблюдаются концептуальные расхождения между Пахсарьян и Д. Ивановым в разделе «Эстетические учения XVII века». Это объяснимо, поскольку стилистическая дифференциация текстов, заимствованная из истории архитектуры, теряет значение и даже запутывает по мере погружения в историю литературы. Чистота стиля отличает только нескольких поэтов XVII века, что является, скорее исключением, чем правилом.

Д. Иванов сопоставляет поэтики с формированием сциентистской методологии и картины мира: «…переориентировать художника с человека на мир, заменив интенции самовоспитания на стремление к познанию нравственных и физических законов бытия» (с. 33). Ему удалось избежать полярно-линейного противопоставления барокко и классицизма. Понятие канона рассматривается согласно концепции А. Михайлова: «…правила искусства – черта, отличающая все эстетические учения так называемой риторической эпохи…» (с. 25 – 26). Доказывается функциональность и произвольность классицистических положений Шаплена: «…поэт подражает <…> желательному <…> ходу вещей <…> слово используется утилитарно <…> для манипулирования сознанием слушателей <…> правило «трех единств»<…> должно помочь драматургу создать и сохранить необходимую для его целей иллюзию» (с. 46 – 47). Перед нами оказываются лишь разные способы манипуляции зрителем/ читателем, предпочитаемые каждой из стилистических систем, что и позволяет реальным авторам XVII века их комбинировать.

Раздел «Поэзия» открывается эссеистичной главой Н. Малиновской «Испанская поэзия».

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 2006

Цитировать

Лисович, И.И. А. Н. Горбунов, Н. Р. Малиновская, Н. Т. Пахсарьяни др. История зарубежной литературы XVII века: Учебное пособие / И.И. Лисович // Вопросы литературы. - 2006 - №4. - C. 358-361
Копировать