№4, 2016/Книжный разворот

А. Е. Махов. Эмблематика: макрокосм

А. Е. М а х о в. Эмблематика: макрокосм. М.: Intrada, 2014. 600 с.

Книга А. Махова посвящена жанру, герметичному для современного сознания. Сегодняшний читатель, хотя и живет в мире агрессивной визуальности — в окружении логотипов, рекламы, иконок на дисплеях, клипов и проч., — тем не менее вряд ли поймет, что хотят сказать ему загадочные гравюры с разрывающим свою грудь пеликаном, горлицей на сухой ветке или скорпионом визави с настойкой на нем же самом. Обратившись же за разъяснением к текстовому комментарию (а такова структура классической эмблемы: изображение в словесной раме), этот самый читатель с удивлением обнаружит, что запутался еще больше и теперь уже нуждается в комментарии к комментарию. Именно такую задачу — дать ключ к таинственному шифру жанра, получившего и удерживавшего невероятную популярность на протяжении как минимум двух, а то и трех (XVI-XVIII) веков, решает настоящее издание. Между тем сомневаться в культурной значимости ныне мертвого жанра не приходится: скажем, Марио Прац включает в свою библиографию более шести сотен авторов, а если учесть огромное количество компиляций, переизданий и переводов, то одних только книг-эмблемат окажется гораздо больше, не говоря уже о вторжении эмблемы в дворцовые, церковные, школьные, праздничные и прочие интерьеры и практики.

Исследование А. Махова, среди прочих, обладает одним неоспоримым достоинством, которое бросается в глаза еще до того, как вы начали его читать: помимо довольно обширного научного очерка оно включает вторую часть — антологию из 500 эмблем, принадлежащих разным авторам, странам, временам, традициям. Принцип отбора и расположения материала, по признанию самого автора, подсказан изданием А. Хенкеля и А. Шене. Это не хронологический обзор и не тематический свод, а своего рода анатомия макрокосма: «стихии, светила, планеты, минералы, растения, животные» (с. 126). Все надписи и подписи впервые переведены с латыни и новоевропейских языков самим автором, который во многих случаях также добавил и собственные комментарии, включающие как литературные, так и визуальные эмблематические параллели.

Своего рода глоссарием могут служить приложения к книге, где помимо обязательного для всякого научного исследования обширного библиографического списка мы найдем указатель надписей и девизов и предметно-именной указатель, что позволяет использовать этот труд в том числе как полезнейшее справочное издание.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 2016

Цитировать

Смирнова, М.Б. А. Е. Махов. Эмблематика: макрокосм / М.Б. Смирнова // Вопросы литературы. - 2016 - №4. - C. 392-395
Копировать