А. Александров. Блок в Петербурге – Петрограде
А. А. Александров, Блок в Петербурге – Петрограде, Л., Лениздат, 1987, 238 с.
«Блок в Петербурге – Петрограде» – чего можно ожидать, прочитав такое заглавие на обложке книги?
«Блок – Петербург» – тема многозначная, многоаспектная, и ожидать можно многого. Описания жизни поэта в этом городе, жизни, наполненной встречами, общениями, творчеством, замыслами, планами. Анализа духовных связей, соединяющих Блока и Город. Показа темы Петербурга в творчестве поэта. Напоминания мифа о Петербурге, родившегося одновременно с рождением города и активно творимого на рубеже веков. Приближения к проблеме «рубеж», «спрятанной» в наименовании города – «Петербург – Петроград». Таковы самые первые, самые поверхностные ассоциации, которые вызывает заглавие книги А. Александрова.
И в самом деле, «книга повествует о творчестве поэта, о культурной жизни Петербурга – Петрограда первых десятилетий XX века» – так сообщается нам в аннотации. «Она может служить путеводителем по памятным местам, связанным с жизнью поэта в городе на Неве».
Как это ни обидно, но только путеводителем и может служить эта книга. В ней подробно прослежены все места пребывания Блока в Петербурге, его переезды с квартиры на квартиру и т. п. Достаточно интересна, точнее, полезна таблица, приведенная в конце книги: в ней перечислены адреса, так или иначе связанные с именем Блока в определенные годы, причем дается исторический и современный адрес, а также сведения о современном состоянии зданий.
Несомненно, автор книги проделал большую работу, но похоже, что основная часть разысканий носит краеведческий характер. И наверное, если бы эта книга была задумана и исполнена именно как путеводитель, она бы только выиграла от этого.
Но, к сожалению, А. Александров касается и других проблем. В частности, в книге встречаются элементы анализа творчества Блока, прикосновение к которому требует не только знаний, но и большой осторожности и своего рода художественной интуиции. В книге «Блок в Петербурге – Петрограде» литературоведческий и стиховедческий анализ сводится часто к «топографической», «хронологической» и «фактографической» привязке блоковского стихотворения.
Конечно, такие изыскания представляют определенную ценность, но грустно, когда автор исследования ограничивается этим аспектом, забыв о том, что речь идет о поэзии, более того, о поэзии символической.
Правда, один раз автор усомнился в необходимости такого рода конкретизации – говоря о стихотворении «Ночь, улица, фонарь, аптека…». «Нужны ли, однако, топографические разыскания для стилистически экономного, напоминающего математическую формулу(?) блоков-ского стихотворения?» (стр. 154) – спрашивает он себя. Но вопрос повисает в воздухе.
О предельно (точнее, беспредельно) емкой поэме Блока «Двенадцать» сказано, что «поэма покоряет убедительностью городских сцен» (стр.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.