Легкая кавалерия/Выпуск №3, 2023
Зоран Питич - Станислав Борисович Иванов родился в 1979 году в Москве. Окончил географический факультет МПГУ имени Ленина. Автор книг «Расширенная версия Вселенной», «Белые слоны» и «Поиски разумной жизни на Земле и за её пределами», выпущенных под псевдонимом Зоран Питич. Публиковался в журналах «Октябрь», «Дружба народов», «Урал», «Playboy», «Техника — молодёжи», «Популярная механика», и др. Основатель независимого издательства «Ноократия».

Зоран Питич

Об образе будущего. Оруэлл отдыхает

Если вы читали великую книгу Ивана Ефремова «Час быка», то наверняка знаете, что настоящий коммунизм на Земле и Эра Галактического Кольца наступят уже буквально через несколько тысячелетий.

Но мы в «Ноократии» так долго ждать не можем, поэтому стараемся выпускать книги, которые приближают осмысленные варианты будущего, а не мрачные пессимистические страшилки и прочий церебральный мазохизм. Взять, к примеру, модную и премиальную «литературу травмы». Она как травматический пистолет: не убьет, но глаз выбьет. И какой смысл потом ходить напоказ с розовым моноклем? Что там можно узреть за дальними горизонтами без здорового бинокулярного зрения, если травмированные не в состоянии перешагнуть лужу после дождя, не изрыгнув проклятий в адрес родителей 1–2, большевиков и имперского колониального наследия.

Я искренне удивляюсь, почему развитие цивилизации покатилось в духе антиутопий Хаксли, Уэллса и Оруэлла, когда наша культура подарила человечеству труды русских космистов или мир «Туманности Андромеды». В то время как (обозначим его более точно – в Полдень 22 века) в произведениях ранних Стругацких земляне, преодолев политические распри, устремляются к звездам; в западной параллельной Вселенной нашу планету превращают в тоталитарную радиоактивную помойку, борются с последствиями нападения разумных пауков из дальнего космоса и восстаниями роботов.

Какие наглядные иллюстрации грядущего мы видим почти во всей американской и европейской научно-фантастической литературе: в высокотехнологичной среде существует кучка полубезумных толстосумов, «наслаждающихся жизнью» в комфортабельных бункерах, будучи, по сути, рабами созданного когда-то искусственного интеллекта, определяющим все аспекты их мысле- и жизнедеятельности. А где-то в канализационных коллекторах, кишащих крысами-мутантами, впроголодь прозябает 95 процентов населения, сражаясь за банку консервов с себе подобными в грязных обмотках. И почти всегда подобная ситуация является следствием ядерной войны.

Какой уж там прогресс Разума и Морали человека, когда его низводят до жадного и агрессивного примата, не выходящего за рамки вульгарного социал-дарвинизма, делегируя лучшие душевные проявления кому угодно – гуманным андроидам или полудикарям с Пандоры.

В кинематографе этот, с позволения сказать, «образ будущего» преподносится и скармливается в еще более концентрированном суповом наборе для быстрого поглощения, часто действительно в красивой упаковке. Но даже когда голливудские ремесленники берутся за настоящую интеллектуальную литературу, то умудряются превратить ее в бестолковую беготню под проливным дождем в вечном мраке футуристического нуара или в банальную любовную мелодраму (представляю, в каком стрессе находился Станислав Лем после просмотра «Соляриса» Содерберга, если уж он так разнервничался от поистине выдающегося творения Тарковского).

А если заглянуть на несколько тысячелетий вперед, то ситуация усугубляется до такой степени, что «Люди как боги» Сергея Снегова помогают инопланетным расам достичь уровня обладания технологиями, меняющими свойства самого Пространства, дабы сбросить оковы угнетения, пока Транторианская Империя, описанная Айзеком Азимовым, впадает в дремучий неофеодализм наряду с «Дюной» Фрэнка Герберта.

У меня нет сомнений, что литература не только отображает прошлое и настоящее, но и способна проектировать будущее. У вас всегда есть выбор, что прочитать, к чему устремиться и кем стать. Если вы отчаянный любитель антиутопий, то при любых рукотворных или природных потрясениях и катастрофах вам следует бежать в торговый центр и в иррациональной ажитации скупать гречневую крупу, туалетную бумагу и огнестрельное оружие. И когда схлынут волны очередного, вшитого в систему, «кризиса», вы облегченно вздохнете и усядетесь безмятежно отдыхать на берегу, пока вас окончательно не смоет следующее опустошительное цунами какой-нибудь гибридной войны или диковинной пандемии.

Если человечество не захочет фундаментально поменять принципы своего существования, то его посадят на такой карантин, с которого оно уже не слезет никогда. Мыслящие индивидуумы и их сообщества, лишенные чувства сопричастности к созиданию будущего, в лучшем случае, превратятся в пресыщенных гедонистов, живущих в тепличных барокамерах с дополненной виртуальной реальностью.

Однако же, вполне вероятно, что при чтении и написании иных книг и сценариев наша культурная эволюция неизбежно приведет к появлению общественно-экономических отношений, основанных на альтруистических актах дарения, ибо основные потребности будут так или иначе удовлетворены с помощью автоматизации и роботизации производства и сферы услуг, и каждый будет обладать почти безграничной свободой творчества (хотя я и отдаю себе отчет, что уже сейчас многие не знают, чем занять себя в выходной день). Именно поэтому высшей ценностью, наконец-то, сможет стать человечность во всех ее проявлениях. А уж ее в русской литературе и философии предостаточно, и за наше будущее можно не беспокоиться.

Не буду утверждать, что идеи русского космизма – единственная главная дорога, по которой проследует наш вид; однако то, что в самой его основе заложена сверхгуманистическая система ценностей общепланетарного и даже поистине вселенского масштаба с финальным апокатастасисом – спасением для всех, вызывает у меня глубочайшее уважение перед этой дерзновенной попыткой создать подлинную «философию общего дела» безо всякого различения – верующий вы или атеист, в какой местности и среди каких народов родились, и на каком наречии подпеваете птицам, гуляя по лесу.

«Человек не есть некое суверенное и автономное существо в мироздании, он неотделим от судеб космического развития, но возникает и обратная зависимость: человек становится одним из мощных факторов дальнейшей эволюции природы в обитаемом им участке мироздания, и притом фактором, действующим сознательно. Это налагает на него громадную ответственность, так как делает его прямым участником процессов космического масштаба и значения».

Если вы проникнетесь этим образом мыслей по-настоящему, то, смею заверить, ваша повседневность перестанет казаться унылой обыденностью или чередой абсурдных приключений, а обернется грандиозным эпическим полотном, где вы один из многих, но необходимых героев и со-творцов. Помните о своем предназначении, даже выходя из дома за хлебом, и тогда будущее точно наступит для всех, а не для узкого круга избранных идиотов из криокамер для миллиардеров, надеющихся на трансгуманистические костыли и протезы.