Выпуск №6, 2020

Кирилл Молоков

О строптивом мозге, клиповой культуре и о литературе в школе

Бытует мнение, что российские школьники совсем не заинтересованы в литературе. Учителя не стесняются говорить, что новые поколения тупые гораздо глупее предыдущих, а социологи во многом списывают все на клиповую культуру — одно из главных порождений информационных технологий. Думать, что развитие человеческого интеллекта вдруг внезапно остановилось именно на этом поколении, есть огромное искушение — однако не в нем ли истинная глупость? Да и вообще, подобные выпады могут вернуться бумерангом, поскольку одна из серьезнейших проблем нынешнего времени — глобальное потепление — явно не дело рук молодых. Новые поколения в целом ни умнее, ни глупее. Они просто другие. У них другие увлечения и интересы, и, как это ни странно, чтение — одно из них.

Людям постарше часто кажется, что в молодости они читали гораздо больше, чем нынешняя молодежь. Здесь стоит отметить, что раньше не было такого разнообразия досуга. Я нередко замечаю, что сейчас даже люди среднего и преклонного возраста гораздо чаще берут в руки смартфоны, а не книги. Нет-нет, не спешите! Кликают они в них куда охотнее на игры и YouTube, нежели на читательские приложения. Но даже при таком обилии возможностей занять себя современный школьник читает ничуть не меньше: просто вместо газет, книг и журналов он читает посты, чаты, диалоги в играх, мемы и короткие истории. Не торопитесь атаковать их качество. В ленте социальных сетей можно легко натолкнуться на прекрасную игру слов, а драматургия той же игры «Детройт» запросто потягается с литературой. Проблема не в том, что школьники читают меньше, а в том, что они не читают то, что читалось раньше. Почему? Так ли устарел язык Пушкина за последнюю пару десятков лет? Нет; если отбросить засилье англицизмов, то русский и вовсе окажется одним из наименее быстро развивающихся международных языков. Произведения устарели в целом? Проблемы и сюжеты перестали вызывать интерес? Если вы хорошо знакомы с литературой и погрузитесь в мир современной поп-культуры, то часто будете ловить себя на мысли, что где-то это уже это видели или слышали. Классическая литература, в частности русская, не стала хуже и не утратила ценность для нового читателя. Как я уже отметил выше, многие ученые сваливают все на клиповое мышление. Есть одно большое НО: это не такое уж и новое явление. Если точнее — оно существовало едва ли не с античных времен.

При внимательном изучении истории театра можно отметить любопытную деталь. Практически на протяжении всего его существования пьесы делились на акты, а в какой-то момент в спектаклях даже появились антракты, к слову, имевшие место и во многих фильмах XX века, которые шли слишком долго. Деление на абзацы и главы, а также строфы, если мы говорим о поэзии, тоже не случайность. Человеческий мозг гораздо лучше и быстрее обрабатывает информацию, если она дозируется. Современные короткие видеоролики и тексты идеально подходят нашему мозгу. Это никак не сказывается на самом восприятии информации и возможности переваривать более крупные произведения кусками, что, к слову, люди всегда и делали — неспроста раньше многие романы публиковались главами в журналах. Да и вообще, чтение книги в один присест — это скорее занятие людей, которые живут литературой. Требовать подобного от каждого, и уж тем более от современных школьников, равносильно применению стандартов профессиональных спортсменов к каждому человеку. Это просто некорректно.

Однако трудно не согласиться, что наш мозг порой действует против нас же самих. Он очень быстро отвыкает от работы. Наверняка многие из вас в период пандемии и локдаунов заметили, как тяжело давалась даже пара километров пешей прогулки, если дома вы вели максимально неподвижный образ жизни. Мозг работает в точности так же. Да, нынешняя клиповая культура несомненно имеет определенные минусы — как минимум, снижает уровень концентрации. Но насколько быстро человеческий мозг отвыкает от работы, настолько же быстро он адаптируется к более тяжелым нагрузкам. Сегодняшняя популярность сериалов, подкастов, стримов, а также растущий спрос на аудиокниги говорят о том, что люди могут, хотят и готовы переваривать увесистые произведения и познавательные материалы. Готовы и школьники. Но только не классическую литературу. Почему? Потому что проблема изначально не в них и клиповой культуре, а в образовательной системе и часто самих учителях. То, как преподается литература во многих российских школах, как составлены ЕГЭ, список обязательных к прочтению книг, — все это свидетельство профнепригодности. Подросткам интересен Печорин, но им не интересно, что хотел сказать автор; тем более, что на самом деле авторы ничего не хотели сказать. Они хотели выразиться. И это то, что не дает подрастающим поколениям делать современное российское образование, — выразиться и осмыслить самому литературное произведение. И, пока им не дадут этого права, они охотно будут делать все что угодно, но только не читать литературу в школе. И самое печальное, что они вряд ли сделают это, став постарше, поскольку ничего кроме отвращения к литературе нынешняя система образования не воспитывает. Невольно вспоминается Рэй Брэдбери, только вместо пожарных у нас методисты, ответственные за написание школьных программ и стандартов по литературе, и их пособники учителя.