№4, 1964/Обзоры и рецензии

Жизнеописания Аввакума и Епифания

А. Н. Робинсон, Жизнеописания Аввакума и Епифания. Исследование и тексты, Изд. АН СССР, М. 1963, 316 стр.

Казалось бы, что нового можно сказать о «Житии» протопопа Аввакума, памятнике хорошо известном, несколько раз изданном, к которому неоднократно обращались и авторитетные ученые-литературоведы, и историки, и писатели? Однако следует признать, что книга А. Робинсона является несомненно новой и очень ценной страницей в деле изучения творчества «огнепального» протопопа.

Творчество Аввакума рассматривается А. Робинсоном на широком историческом фоне. Очерк социально-исторической обстановки второй половины XVII века дает читателю возможность понять, какие факты и события обусловили общественную и литературную деятельность самого Аввакума и его единомышленников. В работе убедительно показаны обстоятельства, определившие идеологию вождей раскола и других писателей и публицистов – их единомышленников и врагов. А. Робинсон подчеркивает демократизм и антифеодальную направленность взглядов протопопа Аввакума и его сторонников и вскрывает источники этого демократизма. Он приводит ряд высказываний Аввакума, отражающих его резко отрицательное и часто ироническое отношение к царю, боярам, князьям церкви, преклоняющимся перед светской властью, оттеняя социальную тематику его произведений. Благодаря этому характеристика, которую дают Аввакуму представители правящей верхушки и высшего духовенства, называя его «мужицким» учителем, выглядит вполне оправданной. С помощью прекрасно подобранных новых материалов автор с полной очевидностью доказывает, что борьба раскольников и их вождей с никонианами была одной из форм классовой борьбы, отражением глубоких социальных противоречий эпохи.

Чрезвычайно плодотворным оказалось параллельное изучение жизнеописания Аввакума и творчества его друга и «соузника» Епифания. А. Робинсон, в сущности, вводит в литературу нового писателя, неосновательно считавшегося до последнего времени только подражателем Аввакума и обычно не привлекавшего внимания исследователей. Как показывает А. Робинсон, Епифаний сыграл заметную роль в деле становления и развития нового жанра – автобиографии, и в частности автобиографии психологической.

А. Робинсон справедливо считает, что автобиографии Аввакума и Епифания, написанные ими в Пустозерской тюрьме, явились первыми образцами автобиографического жанра в литературе XVII века. Исследователь изучает причины возникновения этого жанра именно в тот период и его связь с предшествующей литературой, в частности с жанром «жития». Детальный анализ «Пустозерского сборника» дает ему возможность установить ряд любопытных подробностей, характеризующих как работу писателей над их произведениями, так и их отношение друг к другу. Изучая их автобиографии, А. Робинсон указывает на то, что, несмотря на общую цель и задачу, поставленные себе «соузниками», между их произведениями обнаруживается существенная разница: если в центре внимания Аввакума стоят внешние факты его бурной, многотрудной жизни и его упорная борьба с никонианами, то Епифания больше интересуют факты психологические. Сопоставление автобиографических жизнеописаний двух писателей-единомышленников дано очень тонко и умело. Прекрасно показаны жизненность, яркость красок и «динамизм» в житии Аввакума, с одной стороны, и психологизм жития Епифания – с другой.

А. Робинсон последовательно анализирует построение, группировку и связи биографических эпизодов у обоих писателей, изображение ими «чудес» и «видений», своей личности и душевных движений, а также принципы описания в том и другом «Житии» мира, людей и природы – и приходит к выводу, что «Епифаний делает первый шаг от житийной традиции к условно-схематической автобиографии, а Аввакум создает первую в русской литературе уже реальную в своей основе развернутую автобиографию… Епифаний запечатлел в своем «Житии» не столько свою жизнь, сколько свою схематически типизированную личность. Аввакум описал историю своей жизни, из которой ярко выступает и его реальный духовный и общественный облик… Автобиографии Аввакума и Епифания, взаимно контрастируя и дополняя друг друга, оказались заметным шагом вперед на пути к изображению человеческой личности и, главное, – личности, близкой к народу, испытавшей на себе все ужасы современного ей феодально-крепостнического общества» (стр. 85 – 86).

Удачно прослежена в очерке А. Робинсона и литературная история обоих произведений. Интересны наблюдения исследователя над тем, как Аввакум и Епифаний работали над новыми редакциями своих автобиографий, помогая друг другу советами и указаниями. К этому следует добавить, что если образ неукротимого протопопа был достаточно хорошо обрисован и ранее в посвященных ему работах, образ скромного «старца» Епифания – переписчика, редактора, переплетчика, художника, мастера резьбы по дереву и в то же время талантливого писателя – впервые встает перед нами во весь свой рост со страниц книги А. Робинсона. Стойкостью и преданностью идее он не уступает своему прославленному «соузнику». Любопытен эпизод из его биографии, когда он – никому не известный отшельник – идет в Москву, чтобы лично передать царю написанную им обличительную книгу. Не надо забывать, что жизнь свою он закончил на том же костре, на котором сожгли Аввакума.

Тщательное изучение «Пустозерского сборника», рукописных редакций «Житий» Аввакума и Епифания, а также сличение текстов предшествующих изданий дало возможность А. Робинсону подготовить новое издание «Жития» протопопа Аввакума и первое издание произведения Епифания на высоком научном уровне. С предложенными им новыми прочтениями отдельных слов и выражений автографа следует согласиться, так как они обоснованы и грамматически и текстуально вполне убедительно. Основной текст дополняется вариантами, которые приводятся по рукописям, изученным и описанным исследователем.

Жизнеописания Аввакума и Епифания сопровождаются также обширным научным комментарием, который не только помогает лучше уяснить себе содержание произведения, но и дает широкое представление об эпохе, о быте того времени, о судебных и административных порядках, о средствах передвижения и проч.

Хотелось, чтобы в книге, посвященной выдающимся писателям XVII века, больше было сказано о них как о мастерах слова, об их писательском «умении», о художественных средствах их языка. Об этом при анализе их произведений говорится очень мало и лишь попутно, а вместе с тем их творчество, особенно «Житие» Аввакума, несомненно, явилось новой страницей в истории развития русского литературного языка.

В целом работа А. Робинсона – полезный вклад в дело изучения нашего прошлого и древнерусской литературы, в частности того ее периода, когда в ней начинают появляться черты, сближающие ее с литературой нового времени.

Цитировать

Державина, О. Жизнеописания Аввакума и Епифания / О. Державина // Вопросы литературы. - 1964 - №4. - C. 208-209
Копировать