№4, 1964/Литература в школе

Спецкурсы и спецсеминары

В связи с обсуждением проблем преподавания истории и теории литературы в высшей школе на страницах журнала «Вопросы литературы» хотелось бы высказать несколько соображений, возникших у меня за много лет преподавания сначала в Ленинградском, потом в Московском университетах.

Немало споров ведется у нас о целесообразности чтения общих курсов по истории литературы. Особенно остра эта проблема для «зарубежников», которым приходится освещать огромный материал при сравнительно небольшом числе отводимых на эти курсы часов. Нужны ли общие курсы? Нельзя ли ограничиться установочными лекциями при наличии учебников? Не читать ли отдельные разделы курса, отсылая студентов в остальных случаях к учебникам и другой литературе? Наконец, какой материал следует освещать в общих курсах и что может быть в них опущено?

Надо полагать, что общие курсы по истории зарубежных литератур – в том случае, если они дают студентам определенную систему знаний, помогают им осмыслить процесс, закономерности той борьбы литературных направлений, которая происходит на различных этапах историко-литературного развития, – совершенно необходимы. Наличие учебников не только не исключает эту необходимость, но, напротив, помогает лектору, дает ему возможность, останавливаясь на узловых и важнейших вопросах, рассчитывать на полное усвоение студентом того материала, который предусматривается программой. Понятно, что в задачи лектора, ведущего общий курс, на мой взгляд, не входит элементарная информация (биографические факты, изложение содержания произведений и т. д.). Следует помочь студентам ориентироваться в научной литературе, направить их внимание на лучшие, наиболее содержательные труды, связанные с проблематикой читаемого курса.

Кроме того, мне хотелось бы подчеркнуть значение специальных курсов и семинаров в подготовке литературоведов.

Цитировать

Ивашева, В. Спецкурсы и спецсеминары / В. Ивашева // Вопросы литературы. - 1964 - №4. - C. 166-167
Копировать