Записи об Инне Лиснянской и Семене Липкине
Познакомила нас с Инной Львовной и Семеном Израилевичем бывшая секретарша Чуковского — Клара Израилевна Лозовская. Это было летом 1980 года. «Метропольский» скандал был еще в разгаре, и шлейф его тянулся до 1987 года, когда к Семену Израилевичу приехал Михалков и пред ло жил восстановиться в Союзе писателей, Инну Львов ну «реабилитировали» позже. Мы изредка встре ча лись, с Инной Львовной возникла переписка. Параллельно я кое-что записывала для памяти.
24—28 апреля 1990 года. Переделкино
Несколько дней я гостила у И. Л. в Доме творчества, жила в ее номере. Она сбегала кудато в администрацию и договорилась о моем питании. Я просила этого не делать — есть буфет, значит, нет проблем. Но она не согласилась — кавказское гостеприимство у нее в крови.
Мы вычитывали ее работу об Ахматовой, я сделала пару мелких замечаний, касающихся коекаких фактов биографии Цветаевой. Приехавшему из издательства работнику она отрекомендовала меня «редактором».
И. Л. считает все свои неприятности и болезни, которые ее преследовали во время работы над «Музыкой», местью Ахматовой за то, что она докопалась до источника музыки «Поэмы» — до Цветаевой. Даже простуду, которую заполучила из-за открытого балкона (мы курили), относит все к той же мести.
Спрашиваю:
— По чему же вы не попросили меня закрыть балкон? — Стеснялась…
По поводу Демона в «Поэме»— видит в нем «на третьем дне» саму Ахматову.
Импровизации. Я задавала тему: кресло. Она импровизировала под Ахмадулину — чу до! — и словарь, и построение стиха, и интонации — все ахмадулинское. Потом попыталась под Бродского — не вышло:
— На стоящий поэт. Не поддельный.
В Бродского она влюблена, считает, что он поэт будущего. Ценит его форму — «развитие цветаевской формы и четкое ее завершение», множественность философских и культурных ассоциаций. Бродский — единственный поэт, которому завидует.
Об импровизационном даре И. Л. Лидия Гинзбург говорила: «второе чудо после «Египетских ночей»», но больше всех со временных поэтов она ценила Кушнера. И. Л. ценил и любил Борис Бухштаб.
Как-то Лидия Чуковская спросила мнение И. Л. о Кушнере.
— Очень изящный поэт.
— Вы это говорите со знаком плюс или минус? — Плюс.
— Странно, то же самое сказала Ахматова, но со знаком минус.
О себе И.Л. говорит, что ей места в будущем нет. Причина— плохая память, не позволяющая привлекать культурно-исторические ассоциации. Провалы памяти объясняет отравлением мозга— следствие «лечения» в психушке. По поводу детства и юности ссылается на «Круг» — «там все правда». После пыток начались приступы депрессии, кошмары, где она всех выдавала и тем самым губила. Отсюда ее всегдашний комплекс вины («я хуже всех»). Депрессию лечили люминалом, что вызвало резкое ослабление памяти.
С С. И. они вместе с 68 года. Он уходил, приходил. Окончательно ушел из прежней семьи после «Метрополя», оставив жене крупную сумму денег («он ведь много переводил»), и по сей день отдает жене свой ветеранский паек.
Еще об Ахматовой: для нее не существовало табу на даты, меняла их, как хотела. Об этом рассказала Лидия Чуковская, запретив ссылаться на ее устный рассказ.
С Ахматовой И. Л. не стала знакомиться, несмотря на обилие общих знакомых. Очень дружила с Марией Петровых, жила у нее, когда ушла от мужа. Пришла к ней, проговорили весь день, не отрываясь, с тех пор — дружба. И сейчас в комнате И. Л. стоит письменный столик (или бюро?) Марии Петровых — ее подарок.
И. Л. осуждает Н. Мандельштам за возведенную ею напраслину на Петровых — «втируша» и т. п. Н. Я. не могла простить ей равнодушия к ухаживаниям Мандельштама.
О руках И. Л. (длинные тонкие пальцы) Петровых говорила: «руки нечеловеческой красоты». Фраза, которую И. Л. любит повторять, — «все смешалось в доме Болонских», тоже от нее.
О «Метрополе»:
Раз го вор на чался с Х. На вопрос И. Л., нравятся ли мне его стихи, я ответила утвердительно. И. Л.:
— Это настолько ужасный человек, что я не могу хорошо относиться к его стихам!
— «Но можно все простить за плачущий сонет»?
— Нет, нет. Это ужасный человек — вор, предатель! Х. пришел к ним за стихами для «Метрополя», он был одним из главных составителей сборника, но на последнем этапе решили, что нужны более громкие имена: Искандер, Битов. Когда Х. вызвали объясняться в «органы», он с испугу всех заложил, раскаялся и признался, что его попросту «втянули». Принес покаянное письмо Ф. Кузнецову, о чем даже тот говорил с презрением к раскаявшемуся.
В награду за хорошее поведение Х. первому разрешили издать книжку.
После разразившегося скандала Х. пришел к И. Л. и С. И., сказал:
— Вы все проиграли, а я все выиграл. С. И. ответил:
— Для того, чтобы выиграть, надо играть, а мы не играли.
После исключения из СП Попова и Ерофеева участники сборника написали письмо о невозможности находиться в СП, подписались — Битов, Искандер, Аксенов, И. Л., С. И. Отдельно написала Ахмадулина — в ее риторическом стиле — «как я могу!..» и т. п., без выводов и ультиматумов.
Попов и Ерофеев, понимая, что последуют серьезные санкции для подписантов, запустили по «голосам» письмо, в котором просили их не выходить из СП, — иначе кто же там останется? Такое письмо позволяло подписантам сохранить лицо в глазах «прогрессивного человечества», не теряя преимуществ членов СП. Этой палочкой-выручалочкой воспользовались все, кроме И. Л., С. И. и Аксенова, которому СП был уже ни к чему — он был приглашен читать лекции в Штатах.
И. Л. начали приглашать на беседы с участием «компетентных лиц», дело шло к высылке. С. И. ходил вместе с нею на эти беседы, хотя его не трогали, возможно, из-за военного прошлого, возможно, из-за хлопот жены, объясняв шей его отступничество происками «антисоветчицы» — И. Л.
Для И. Л. отъезд и тогда, и теперь невозможен: вне языка и России себя не мыслит.
Об Ахматовой: терпела разговоры только о себе, другие не интересовали. Пастернак так же — если в компании говорили не о нем и не о его творчестве, терпел не более получаса, потом вставал и уходил.
И. Л. любит и позднего Пастернака, и позднего Заболоцкого, читали с ней на память «Можжевеловый куст» и радовались.
Расспрашивала И. Л. о ее творческом процессе. Как у Цветаевой — сначала есть строчка, она вытягивает весь стих и, как правило, его заключает. Начала читать из черновой тетради, среди про чих — старое за 1987 год о пространстве населении и времени народе. Я пожалела, что оно не доработано. Она предложила до работать его вместе:
— Вот и посмотрите, что за процесс у меня.
Еще до этого разговора предложила мне посвятить стихотворение — на выбор. Я отказалась — мол, найдете кого-нибудь по достойнее и потом буде те жалеть. Она возмутилась — не перепосвящает.
Когда стих был доработан, сказала:
— Если он вам нравится, я его вам посвящу.
Это стихотворение позже было опубликовано в книге И. Л. «Одинокий дар»:
* * *
Валентине Ботевой
Рожденная при беззаконностях,
Ударенная под дых,
Я думаю об отвлеченностях
И фактами делаю их:
Пространство — есть население,
А Время — это народ,
Сей вывод, как преступление,
Покою мне не дает.
С эвклидовою наукою
Я, глупая, не в ладу,
Меж двух параллельных аукаю
И верю, что их сведу:
Как реквием и колыбельные,
Как хладость ума и страсть,
Две здешние параллельные
Должны наконец совпасть.
Пространство в недвижной копоти
Да время с рваной губой…
Меж ними мой голос, Господи, —
Безумный подкидыш твой.
1989
Говорила о своем одиночестве, о том, что все окружающие считают ее приложением к С. И. — «вы его должны беречь, это наш последний классик!».
Обязательна сверх всякой меры: я уходила в номер к Анастасии Ивановне Цветаевой и попросила ее не курить, пока не вернусь (она слишком много курит). У А. И. я пробыла около часа, вернулась — И. Л. сидит у самовара и ждет меня:
— А я как раз думаю, вот бы вы сейчас пришли и мы бы попили кофе и покурили! Я без вас закурила, а потом вспомнила, что дала слово дождаться, и выбросила сигарету.
Дружила с Тарковским. Его жена боялась этой дружбы и делала все, чтобы ее разбить. Говорила о стихах Тарковского — что музыки, с которой, по ее мнению, начинается поэт, в его стихах нет. Но это тот случай, когда само слово становится музыкой — или поэзией.
Была дружна со Светловым, он приносил ей новые стихи для оценки. Когда она выбирала один вариант стиха, он нес все варианты на новый суд кому-нибудь другому. Потом говорил ей:
— Да, старуха, ты была права!
Когда я была у А. Цветаевой, она спросила меня — верит ли И. Л. в Бога. Я ответила утвердительно, хотя прямого разговора с И. Л. на эту тему не было. А. И. утешилась, так как даже для «большого, но мрачного поэта», каким по мнению А. И. является И. Л., это надежда. По возвращении я рассказала о разговоре И. Л., она подтвердила — верит — как все поэты. Но не религиозна, в смысле, не воцерковлена.
Спрашивала у И. Л. о Катаеве, — об его участии в пастернаковской кампании не знает, но к гонениям на Солженицына очень даже причастен. Солженицына и С. И., и И. Л. весьма почитают как великого русского писателя.
Зашла речь о «деревенщиках», их сегодняшнюю позицию И. Л. объясняет уязвленностью от потери читателя, — отсюда интриги и прочее.
Спросила об ее отношении к Евтушенко-Вознесенскому, она считает их «деятелями культуры», которые тоже нужны. Вознесенский, действительно, исчез из Переделкина после начавшихся гонений на Пастернака (об этом писала А. Эфрон), но на похоронах был.
Рассказывала о том, что ее поклонники часто превращаются в поклонников С. И. («живой классик!»), но до того — пока они поклонники И. Л. — С. И. считает их дураками. После «измены» мнение С. И. диаметрально меняется. Я испугалась:
— Меня тоже С. И. считает дурой?
— Нет, нет! Про вас он сказал — какая милая тонкая женщина!
Так я нечаянно напросилась на комплимент.
И. Л. пытается перейти со мной на «ты» (конечно, в одностороннем порядке), но все же периодически «выкает».
И. Л. сказала, что С. И. — «любитель монологов», а она привыкла к диалогам и не может, как она выразилась, «беседовать на троих». Может быть, изза этого мне пришлось отдельно беседовать с И. Л, отдельно — с С. И.
Все, что С. И. рассказывал мне о себе, теперь можно прочитать в его автобиографических книгах, поэтому пересказывать не буду. Он мне предложил ответить на вопросы, ка сающиеся его встре чи с Цве тае вой. Я попросила подробнее описать ее внешность. Глаза все же не зеленые, а серые, выпуклые, выразительные, не успевающие за резкими жестами. Лицо неровное. С. И. поводил пальцами по своей щеке:
— Знаете, как это бывает…
Я поняла — как у увядших блондинок с некогда нежной кожей.
— Но внешне она была интересной женщиной? — Нет.
Да, кажется, много позже я заметила, что читала о его прогулке с Цветаевой в книге М. Бел киной. С. И. огорчился:
— Почему Маша мне об этом не сказала?
Воспоминания С. И. тогда еще не были опубликованы.
Прочла машинопись С. И. о встрече с Цветаевой и сказала, что догадалась, кто был Москвич, — Олеша. С. И. это не порадовало, он не хотел, чтобы на Олешу упало подозрение в стукачестве, высказанное Киевлянином (Первомайским).
Позже я пересказала эти воспоминания человеку, прошедшему сталинские лагеря, и он сказал, что первыми «стукач!» кричат обычно стукачи. Когда я передала этот разговор С. И., он заметил:
— Жаль, что я не знал этого раньше, я бы так и написал.
Рассказывал о Максимове, который недавно навестил их в Пе ре дел ки не. Мак си мов был бли зок с Га ли чем (С. И. тоже дружил с Галичем, жил с ним на одной площадке). Галич гостил на даче, соседствующей с дачей Ростроповича, где в то время жил Солженицын. Передал через тещу Солженицына, что хотел бы с ним познакомиться. Солженицын ответил, что не располагает временем. Это было уже при гонениях на Галича. Максимов, узнав об ответе Солженицына, возмутился и написал ему негодующее письмо. На что последовал ответ Солженицына: «Не ожидал я удара с ЭТОГО фланга».
Рассказал мне о своей классификации русских поэтов (боги, полубоги, герои и т. д.) — об этом сейчас можно прочитать в его книгах. Маяковского не признает ни раннего, ни позднего. Эренбурга тоже.
Спросила, пишут ли ему читатели. После «Декады» пришло сто писем от читателей, из них два — от русских («живущих там») — ругательные.
Июнь 1991 года. Переделкино
Была у И. Л. после возвращения из Алжира. Показала ей стихи, она сказала, что сейчас они ей нравятся, раньше было не то.
И. Л. живет в отдельном домике на территории ДТ. Приходили сын Пастернака с женой, Евгений Борисович говорил, как ему понравились стихи И. Л. памяти Б. Пастернака.
От тех дней осталась фотография, где на скамеечке сидят А. Цветаева, Е. Кунина, Г. Васильев, И. Л. и я. Здесь я, по настоянию А. И., читаю свои стихи. Кстати сказать, сейчас бы я их читать не рискнула.
Октябрь 1993 года. Москва
Разговор с С. И. о том, что поэзия эзотерична.
— Так и должно быть. В стихах мало кто смыслил и раньше. Кто, повашему, был самым известным поэтом до революции?
— Блок?
— Нет, Горький, у читающей интеллигенции. «Буревестника» цитировали с чувством. Еще Скиталец. У молодежи — Бальмонт, Северянин. А Блок… У меня была книга — «Снежная маска», на обороте надпись: стихи того же автора имеются на складе. Это были «Стихи о Прекрасной Даме», а они были изданы чуть ли не десять лет назад, надо уточнить. Вот так расходился Блок.
С. И. утверждает, что надо печататься:
— По эту нельзя без читателей. Мы ведь небольшие поэты, но…
Здесь надо отметить, что «крестным отцом» моей первой публикации был С. И. Он сказал, что Максимов (тогда редактор «Континента») спросил, не знает ли он кого из еще непечатавшихся поэтов, нужна «свежая кровь». С. И. посоветовал меня.
Мне сказал, чтобы я отобрала 15—20 стихов и прислала ему, а он отберет то, что, на его взгляд, может быть напечатано. Что я и сделала.
С. И. вспомнил, как когда-то принес Твардовскому свои стихи, где за маскировал мысль о Боге, понимая, что без такой маскировки их заведомо не примут. Но Твардовский его хитрость раскусил:
— Вы что, верите в Бога? (Подтекст — ты сумасшедший?)
Стихи не принял.
Показала С. И. последние стихи. Об одном из них он сказал:
— Адвокатские стихи.
Я не поняла, он пояснил:
— Чересчур красноречивые.
При разборе он спросил, не буду ли я обижаться на его замечания.
Я заверила, что буду только польщена. — Обычно поэты обижаются.
Сказал, что если не находит таланта, то замечаний не делает— «все хорошо». Нашел у меня рифму «мая— цветами»:
—За такие рифмы Мао Цзэдун руки рубил.
Возмущался, что я принимаю все его замечания без возражений:
— Вы должны отстаивать свою точку зрения! Еще:
— У вас есть талант и сила.
Признаться, «сила» польстила мне больше таланта. Удивлялся, что я не в восторге от своих стихов, такого
он еще не встречал.
На прогулках, в Переделкине, к нему подходят коллеги:
— Я написал новое стихотворение! С. И.:
— Поздравляю.
После чего следует самоупоительное чтение коллеги.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №6, 2018