№3, 1958/Обзоры и рецензии

За творческое обобщение опыта искусства социалистического реализма

Государственное издательство политической литературы выпустило в свет сборник «За коммунистическую идейность литературы и искусства» 1, в котором объединены статьи по вопросам литературы и искусства, опубликованные в журнале «Коммунист» в течение полутора лет – с конца 1955 года до середины 1957 года. Статьи сборника освещают проблемы идейности нашего искусства, партийного руководства искусством, свободы творчества, на важность разработки которых недавно обратил внимание Н. С. Хрущев в своих выступлениях перед деятелями литературы и искусства. Особое место уделено характеристике политики Коммунистической партии как жизненной основы развития советской художественной культуры.

В предисловии к сборнику говорится, что цель собранных в нем статей – разъяснить незыблемость основных принципов нашего искусства и вместе с тем отмести вульгаризаторскую тенденцию толковать социалистический реализм как свод каких-то правил и канонов.

В сборнике не только дается позитивное изложение основных принципов нашей эстетики, но также ведется острая, непримиримая борьба со всеми теми, кто пытается ревизовать эти принципы, представить их как закостенелые догмы, навязываемые художнику.

Известно, что в последние годы реакционные критики нагромоздили горы вымыслов о нашей литературе. С ними сомкнулись и зарубежные ревизионисты. Вопреки историческим фактам они стали трактовать социалистический реализм как навязанный советской литературе извне канон творчества. Особую активность проявили ревизионисты в Югославии, Венгрии и Польше. Имели место отдельные путаные и неправильные выступления по основным вопросам развития советского искусства и у нас, в нашей стране. Авторы сборника разоблачают подобные выступления.

Вместе с тем сборник подвергает критике вульгаризаторов и догматиков, цепляющихся за омертвевшие, преодоленные самим развитием советской литературы, формулы, которые выдавались ими за сущность метода социалистического реализма. Эти вульгаризаторы, говорится в сборнике, исходили не из реальной практики советского искусства, а из метафизических представлений о нем. Их толкование давало повод представлять дело так, «будто социалистический реализм обращается только к изображению настоящего, будто изображение настоящего невозможно без показа в каждом произведении положительного героя, достойного быть примером для подражания, будто художнику социалистического реализма разрешается говорить только о победе нового над старым, будто социалистическому реализму противопоказано исследовать отрицательные явления в социалистической действительности, наконец, будто социалистический реализм предписывает художнику крайне ограниченную палитру изобразительных средств» (стр. 123).

Советское искусство мужало и крепло в борьбе с разными оттенками формализма и натурализма. Его представители, открыто поставившие свой талант на службу великому делу социализма, сплотились на единых идейно-творческих позициях. Историческое значение для консолидации творческих сил советских художников имело постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций».

«Таким образом, – подчеркивается в сборнике, – новый художественный метод прокладывал себе путь задолго до того, как было дано его определение. Возникновение нового метода обусловлено историческими условиями и внутренними закономерностями развития самого искусства» (стр. 166).

Определение социалистического реализма, зафиксированное в Уставе Союза советских писателей, подытожило все имевшиеся к тому времени попытки раскрыть новаторскую сущность нашего искусства, его связь с лучшими традициями искусства прошлого, его коренное отличие от всех чуждых народу художественных течений и направлений. Это определение – не произвольная выдумка, а закономерное обобщение идейных исканий и творческого опыта советских художников.

Большое значение для понимания сущности социалистического реализма имеет вопрос о мировоззрении художника, об органической связи нашего искусства с марксистско-ленинской идеологией. В статье М. Кузнецова и Ю. Лукина «О свободе художественного творчества» говорится, что социалистический реализм – это современный реализм, оплодотворенный социалистической идеологией. «Художественный метод – не сумма правил, а определенный подход к изображению действительности. Суть дела в том, что именно марксистско-ленинское мировоззрение дает возможность художнику отражать действительность на основе глубоко понятых законов общественного развития и достигать подлинной правды жизни» (стр. 122 – 123).

Важнейшим требованием социалистического реализма является требование жизненной правды. В ней – источник эстетической силы искусства, его идейно-эмоционального воздействия на человека. Для правдивого изображения жизни принципиальное значение имеет понимание типизации как закономерности реалистического искусства. Распространение ошибочных положений о типическом неизбежно приводит к творческим просчетам художников. Так, формула типического как сущности социальной силы нанесла, несомненно, ущерб нашему искусству, оказавшись теоретическим основанием иллюстративности.

В редакционной статье «Коммуниста»»К вопросу о типическом в литературе и искусстве» проводится мысль, что типизация в искусстве отнюдь не сводится к раскрытию социальной сущности человека, к созданию социологической схемы. «От глубины типизации зависит не только познавательная, но и воспитательная общественно-активная роль литературы и искусства, их способность вызывать горячие чувства любви, ненависти, презрения, будить желание подражать любимым героям, следовать их примеру. Воспроизведение существенных сторон жизни не в виде схемы, а в ярких, конкретно-чувственных, эстетически впечатляющих образах, которые поэтому воздействуют не только на разум, но и на эмоции человека, – в этом состоит смысл сложного процесса типизации явлений жизни в искусстве» (стр. 31).

Особое внимание в статьях сборника уделяется принципу коммунистической партийности литературы социалистического реализма. Он рассматривается как принцип, порождающий могучую художественную силу нашего искусства.

Известно, что по вопросу о критерии художественности, то есть о совокупности тех признаков, которыми обуславливаются эстетические качества художественного произведения, всегда велись горячие споры.

  1. »За коммунистическую идейность литературы и искусства», сборник статей, Госполитиздат, М. 1957, 240 стр. []

Цитировать

Разумный, В. За творческое обобщение опыта искусства социалистического реализма / В. Разумный // Вопросы литературы. - 1958 - №3. - C. 208-212
Копировать