Ю. Манн. Карпо Соленик: «Решительно комический талант»
Небольшая по объему, прекрасно изданная книга Ю. Манна, автора фундаментальных работ о творчестве Н. Гоголя, русском романтизме, литературной критике XIX века, посвящена проблеме русско-украинских связей в культуре первой половины XIX столетия. Сугубо историческая тема, далекая, на первый взгляд, от нашего времени, в контексте сегодняшней культурной ситуации воспринимается как не просто актуальная, но остро злободневная. Исследование Ю. Манна многоаспектно, охватывает театроведческие, литературоведческие, культурологические, эстетические, философские проблемы.
Своеобразие книги в значительной степени обусловлено тем, что она сочетает в себе черты научной биографии и монографии, посвященной культурологическому анализу определенного этапа развития театрального дела в российской провинции. Крупные ученые-гуманитарии довольно редко обращаются к освещению тех или иных явлений провинциальной культуры, тем более важной и принципиальной представляется позиция Ю. Манна, показавшего роль провинции в распространении передовых эстетических веяний, становлении реалистического направления в русском искусстве.
Творческая биография талантливого русско-украинского актера К. Соленика представлена в работе Ю. Манна на фоне начального этапа истории харьковского театра. На его примере показан сложный процесс формирования театральной труппы, сопровождавшийся личными конфликтами, борьбой за финансовую стабильность, спорами о репертуарной политике, поисками новых приемов актерской игры.
В первых главах автор характеризует роль создателей и руководителей харьковского театра в его становлении, отмечает заслуги одного из лучших провинциальных антрепренеров И. Штейна и его соратника О. Калиновского, подробно останавливается на самоотверженной деятельности и драматической судьбе Л. Млотковского, возглавившего труппу на новом этапе ее развития.
Книга построена таким образом, что каждая из 11 глав углубляет ее проблематику, открывает новые аспекты рассматриваемой темы. Расширяется культурно-исторический фон, выявляется контекст, в котором формировалась личность К. Соленика, складывалась его судьба.
Воссоздавая атмосферу театральной жизни середины XIX века, автор подчеркивает влияние Гоголя на развитие русского театра, дает почувствовать читателю, что речь идет о гоголевском периоде русской литературы. Гоголь незримо присутствует на страницах книги. Его имя звучит в заглавных и завершающих главах. В начале книги автор сообщает, что Гоголь интересовался личностью К. Соленика, о котором много слышал, и хотел бы видеть его исполнителем одной из ролей в постановке «Ревизора». В финале читатель узнает, что в последний год жизни актера, возможно, произошла его встреча с Гоголем во время пребывания писателя в Харькове.
Центральные главы книги посвящены характеристике русского комического театра середины века и в первую очередь анализу концепции комического, ее эволюции от водевильной традиции, характерной для драматургии А. Шаховского и его последователей, к новой (гоголевской) концепции «истинно комического» (с. 49), подразумевающей отказ от водевильной утрированной техники, слияние актера с образом, естественность и простоту исполнения в соответствии с эстетическими принципами реализма.
В качестве эталона новой манеры игры в работе представлено исполнительское мастерство М. Щепкина, которого автор на пространстве всей книги сравнивает с ее главным героем, подчеркивая сходство творческих личностей обоих актеров и одновременно индивидуальное своеобразие исполнительской манеры каждого.
Анализируя роли Соленика, Ю. Манн отмечает его участие в постановках гоголевского и мольеровского репертуаров, а также важность для дальнейшего его творческого роста участия в постановке трагедии Шекспира «Ричард III» и работы над созданием сценического образа украинца. Последней теме посвящена целиком пятая глава.
Создание Щепкиным и Солеником образов украинцев автор связывает с характерными для романтической эстетики спорами о народности. Не сглаживая противоречий, ученый рассматривает различные тенденции в трактовке на театральной сцене украинской темы — от ее романтической идеализации до пародийного, карикатурного искажения образа украинца. Щепкину и Соленику он отводит особую роль в утверждении в театре реалистического образа украинского крестьянина, что с особой яркостью проявилось в трактовке характеров Чупруна в «Москале-Чаривнике» Котляревского и Шельменко в комедиях Квитко-Основьяненко «Шельменко — волостной писарь» и «Шельменко-денщик».
Автор стремится строго документировать приводимые в книге факты. Освещая обстоятельства творческой биографии Соленика, он широко использует мемуары современников, тексты писем, театральных рецензий. Недостаток сведений о жизни и деятельности актера заставляет Ю. Манна проводить собственные архивные разыскания, добывать документальные свидетельства, вовлекая читателя в процесс научного поиска.
Особое внимание Ю. Манн уделяет анализу идейно-эстетической основы сценических новаций лучших представителей русского и украинского театров. Ее автор находит в лекциях профессора И. Срезневского, с кафедры Харьковского университета пропагандировавшего идею сближения славянских народов, в идеях представителей русской философской эстетики, в программных работах В. Белинского, содействовавшего развитию реализма в русской культуре.
Проблеме контактов харьковской интеллигенции с кружком Белинского посвящена седьмая глава «Наш кружок в театре свой». Здесь Ю. Манн открывает не освещавшуюся ранее страницу истории русской общественной мысли (с. 112), знакомя читателей с деятельностью харьковского литератора А. Кульчицкого, переводчика Шекспира А. Кронеберга и его сестры С. Кронеберг, единомышленников Белинского, установивших с ним постоянный контакт благодаря содействию В. Боткина.
Заканчивает Ю. Манн свой рассказ о судьбе актера заключением, что его искусство равно принадлежит «двум братским культурам, выражая их теснейшую нерасторжимую связь» (с. 165). Сегодня этот вывод особенно важен. Книга одного из ведущих отечественных литературоведов будет интересна не только историкам культуры, театральным деятелям, но и широкому кругу любителей русского искусства XIX века.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №3, 2019