Якоб Гримм
Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, грант 11-04-00490.
По определению Вильгельма Шерера, Якоб Гримм (1785-1863) — «начало», «глава» и «идеальное средоточие» «науки о немецких древностях»1. Его широкие интересы в сфере немецкой культуры, включающие историю, право, язык, мифологию, поэзию, объединены понятием «Altertum», «древность» — но вместе с тем и заимствованным у Гердера понятием «народного духа» (Volksgeist). Пять названных выше сфер не только определяют общую область «науки о древностях» (Altertumswissenschaft), но и очерчивают мир самопроявления «народного духа». Этот мир пронизан живыми связями; при этом следует особо отметить несколько необычную для нас связь поэзии и права, которая для Гримма (ученика юриста Фридриха Карла фон Савиньи, основателя исторической школы права) самоочевидна: в статье «О поэзии в праве» (1815) он пишет об общем происхождении поэзии и права и предпринимает попытку «осмыслить право с точки зрения поэзии»2.
«Древность» как эпоха чистого самовыражения «народного духа» для Гримма — невозвратимый мир, который прочно отделен от современности. Он осуждает попытки романтиков (К. Брентано и А. фон Арнима) приблизить Средневековье к современному человеку путем модернизации старинных текстов и сюжетов: «…как нельзя переселить чужеземного благородного зверя с его родной почвы на другую без того, чтобы он не заболел и не умер, так в целом нельзя возродить величие древней поэзии…»3
Движение истории, которое сделало «древность» невозвратимой и в значительной степени непонятной, для Гримма в целом — процесс регресса, который охватил все сферы, где проявляет себя «народный дух»: «Древние язык и поэзия чище, бессознательней, ближе к своему небесному источнику и потому величественнее; новые (язык и поэзия. — А. М.), попав в человеческие руки, стали бедными и переусложненными»4.
В поэтологии Гримма мысль о духовной несоизмеримости «древности» и Нового времени выразилась в противопоставлении естественной и искусственной поэзии (Naturpoesie, Kunstpoesie). Естественная поэзия отличается от искусственной своей «невинностью» (Unschuld) и имперсональностью. Будучи самовыражением народного духа, она не имеет индивидуального автора: «…предание само себя высказывает и распространяет»5. Основной ее род — эпос, который «всегда возникает из некоего события, приведшего в движение весь народ…»6.
Именно поэтому всякий эпос, по знаменитому выражению Гримма, «должен сам себя сочинять» (sich selbst dichten)7, то есть твориться всем народом. Отрицание Гриммом авторства в сфере естественной поэзии (прежде всего эпоса) следует понимать не метафорически, как признание невозможности установить автора, но буквально: Гримму в самом деле «кажется немыслимым, чтобы существовал Гомер или автор «Песни о Нибелунгах»» (письмо к А. фон Арниму, 1811 год8). Переход от естественной к искусственной поэзии Гримм понимает как исторический закон, общий для всех литератур: «…всякая поэзия, как только она покидает свою объективность, обычно переходит в кричащую субъективность, которая проявляется в склонности к лирическому, а затем и в пристрастии к искусственным формам…»9 В немецкой литературе такой переход, по Гримму, происходит в конце XII века. Трактуя эпос как первичный род поэзии, а лирику — как вторичный и искусственный, Гримм отступает от гердеровской традиции рассматривать лирику как изначальную форму поэтического выражения.
Если народная поэзия «происходит из души целого», то искусственная — «из единичного». Искусственная поэзия как индивидуальное творчество представляется Гримму чем-то неполноценным:
- Scherer W. Grimm J. // Allgemeine Deutsche Biographie. 56 Bde. Bd 9. Leipzig: Duncker & Humblot, 1879. S. 678. Перевод здесь и далее мой. — А. М.[↩]
- Grimm J. Von der Poesie im Recht // Zeitschrift für geschichtliche Rechtswissenschaft. 1815. Bd 2. Heft 1. S. 25-26. [↩]
- Письмо брату от 17.5.1809 // Briefwechsel zwischen Jacob und Wilhelm Grimm aus der Jugendzeit. 2 Aufl. Weimar: H. Böhlaus Nachfolger, 1963. S. 101.[↩]
- Grimm J. Deutsche Grammatik. 4 Teile. Teil 1. Göttingen: Dieterichsche Buchhandlung, 1819. S. XXVIII (Vorrede).[↩]
- Grimm J. Gedanken wie sich die Sagen zur Poesie und Geschichte verhalten (1808) // Grimm J. Kleinere Schriften. 8 Bde. Bd 1. Berlin: F. Dümmler, 1864. S. 400. [↩]
- Grimm J. Deutsche Gedichte des Mittelalters / Hrsg. von F. Hagen und J. Büsching (1809) // Grimm J. Kleinere Schriften. Bd 4. S. 34.[↩]
- Grimm J. Von Übereinstimmung der alten Sagen (1807) // Grimm J. Kleinere Schriften. Bd 4. S. 12. [↩]
- Achim von Arnim und die ihm nahe standen. 3 Bde. / Hrsg. von R. Steig und H. Grimm. Bd 3: Achim von Arnim und Jacob und Wilhelm Grimm. Stuttgart und Berlin: J. G. Cotta, 1904. S. 116. [↩]
- Grimm J. Beweis das der Minnesang Meistersang ist (1807) // Grimm J. Kleinere Schriften. Bd 4. S. 13.[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 2015