Время и трактовка
Поэма Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» была опубликована в 1838 году без имени опального автора. Ее мощный тираноборческий пафос долгое время оставался непонятым. Луначарский недоумевал: «Как смешно, что в лермонтовской песне «О купце Калашникове» хотели видеть какую-то гармонию, какое-то примирение», разве не чувствуется, что в этом произведении «есть заряд гигантского мятежа?» 1
В обстановке «культа личности» о мятеже против царя-изверга никто не смел и заикнуться – ведь Иван Грозный был для Сталина непогрешимым авторитетом и образцом для подражания. Показательно признание популярного методиста послевоенных лет 3. Я. Рез: «Хотя программа и не требует этого, иногда в классе возникает разговор об изображении Ивана Грозного у Лермонтова» 2 . Каким же образом, умолчав о центральной фигуре произведения, прикажете раскрыть его смысл? Горькая ирония состоит в том, что лишь в сталинских концлагерях возможны были открытые диспуты на эту животрепещущую тему. Приведем примечательный эпизод из повести Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича»:
«- Нет, батенька, – мягко этак… говорит Цезарь, – объективность требует признать, что Эйзенштейн гениален. «Иоанн Грозный» – разве это не гениально? Пляска опричников с личиной! Сцена в соборе!
– Кривлянье! – ложку перед ртом задержа, сердится X-123. –…Перец и мак вместо хлеба насущного! И притом же гнуснейшая политическая идея – оправдание единоличной тирании. Глумление над памятью трех поколений русской интеллигенции!..
– Но какую трактовку пропустили бы иначе?..
– Ах, пропустили бы? Так не говорите, что гений! Скажите, что подхалим, заказ собачий выполнял. Гении не подгоняют трактовку под вкус тиранов…
Цезарь оборотился… – и за свое.
– Но слушайте, искусство – это не что, а как.
– Нет уж, к чертовой матери ваше «как», если оно добрых чувств во мне не пробудит!»
В хрущевскую «оттепель» обстановка переменилась. У. Фохт решительно оттеняет тираноборческую направленность «Песни…»:
«В образе Ивана Лермонтов дал типический характер царя- деспота… опираясь на народную поэзию, превосходно показал борьбу человека за свое достоинство и раскрыл всегда враждебную народу сущность деспотизма» 3 . К. Григорьян видит в конфликте поэмы многозначительное обобщение: «В концепции жизни Лермонтова воля, мужество, героизм выражаются в способности противостоять чуждым, враждебным человеку, его идеалам темным силам, в способности отстоять свои убеждения, не склонять голову перед грубой силой и злом» 4 .
В годы «застоя» эти идеи исподволь предаются забвению. Все громче превозносится отечественный Ашурбанипал. «Иван Грозный вершит в поэме свой жестокий, но обоснованный суд», – вещают ученые Московского университета 5 .»Сила царя и его могущество не в насилии над народом… а в согласии с ним…» Иван – хранитель закона, твердо исполняющий народные установления, – утверждает В. Коровин## В. И.
- »М. Ю. Лермонтов в русской критике. Сборник статей», М., 1955, с. 274. [↩]
- 3. Я. Рез, М. Ю. Лермонтов в школе, Л., 1963, с. 56.[↩]
- »История русской литературы», в 3-х томах, т. II, М., 1963, с. 555. [↩]
- К. Н. Григорьян, Лермонтов и романтизм, М.- Л., 1964, с. 299.[↩]
- Л. С. Мелихова, В. Н. Турбин, Поэмы М. Ю. Лермонтова, М., 1973, с. 157.[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.