№6, 2000/Заметки. Реплики. Отклики

Время и трактовка

Поэма Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» была опубликована в 1838 году без имени опального автора. Ее мощный тираноборческий пафос долгое время оставался непонятым. Луначарский недоумевал: «Как смешно, что в лермонтовской песне «О купце Калашникове» хотели видеть какую-то гармонию, какое-то примирение», разве не чувствуется, что в этом произведении «есть заряд гигантского мятежа?» 1

В обстановке «культа личности» о мятеже против царя-изверга никто не смел и заикнуться – ведь Иван Грозный был для Сталина непогрешимым авторитетом и образцом для подражания. Показательно признание популярного методиста послевоенных лет 3. Я. Рез: «Хотя программа и не требует этого, иногда в классе возникает разговор об изображении Ивана Грозного у Лермонтова» 2   . Каким же образом, умолчав о центральной фигуре произведения, прикажете раскрыть его смысл? Горькая ирония состоит в том, что лишь в сталинских концлагерях возможны были открытые диспуты на эту животрепещущую тему. Приведем примечательный эпизод из повести Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича»:

«- Нет, батенька, – мягко этак… говорит Цезарь, – объективность требует признать, что Эйзенштейн гениален. «Иоанн Грозный» – разве это не гениально? Пляска опричников с личиной! Сцена в соборе!

– Кривлянье! – ложку перед ртом задержа, сердится X-123. –…Перец и мак вместо хлеба насущного! И притом же гнуснейшая политическая идея – оправдание единоличной тирании. Глумление над памятью трех поколений русской интеллигенции!..

– Но какую трактовку пропустили бы иначе?..

– Ах, пропустили бы? Так не говорите, что гений! Скажите, что подхалим, заказ собачий выполнял. Гении не подгоняют трактовку под вкус тиранов…

Цезарь оборотился… – и за свое.

– Но слушайте, искусство – это не что, а как.

– Нет уж, к чертовой матери ваше «как», если оно добрых чувств во мне не пробудит!»

В хрущевскую «оттепель» обстановка переменилась. У. Фохт решительно оттеняет тираноборческую направленность «Песни…»:

«В образе Ивана Лермонтов дал типический характер царя- деспота… опираясь на народную поэзию, превосходно показал борьбу человека за свое достоинство и раскрыл всегда враждебную народу сущность деспотизма» 3   . К. Григорьян видит в конфликте поэмы многозначительное обобщение: «В концепции жизни Лермонтова воля, мужество, героизм выражаются в способности противостоять чуждым, враждебным человеку, его идеалам темным силам, в способности отстоять свои убеждения, не склонять голову перед грубой силой и злом» 4   .

В годы «застоя» эти идеи исподволь предаются забвению. Все громче превозносится отечественный Ашурбанипал. «Иван Грозный вершит в поэме свой жестокий, но обоснованный суд», – вещают ученые Московского университета 5   .»Сила царя и его могущество не в насилии над народом… а в согласии с ним…» Иван – хранитель закона, твердо исполняющий народные установления, – утверждает В. Коровин## В. И.

  1. »М. Ю. Лермонтов в русской критике. Сборник статей», М., 1955, с. 274. []
  2. 3. Я. Рез, М. Ю. Лермонтов в школе, Л., 1963, с. 56.[]
  3. »История русской литературы», в 3-х томах, т. II, М., 1963, с. 555. []
  4. К. Н. Григорьян, Лермонтов и романтизм, М.- Л., 1964, с. 299.[]
  5. Л. С. Мелихова, В. Н. Турбин, Поэмы М. Ю. Лермонтова, М., 1973, с. 157.[]

Цитировать

Поляков, Н. Время и трактовка / Н. Поляков // Вопросы литературы. - 2000 - №6. - C. 323-328
Копировать