Серебряный век – через сто лет («Диффузное состояние» в русской литературе начала XX века)
Сто лет, отделяющие от начала эпохи серебряного века, заставляют искать новые подходы к ее изучению. Не умаляя значения историко-литературного подхода к изучаемому явлению, который позволил накопить огромный арсенал фактов о литературе конца XIX – начала XX века, отметим, однако, что наступила пора исторической поэтики. С точки зрения поэтики и подходов, определяемых ею, символистская и постсимволистская поэзия единый, хотя и противоречивый поток, вбирающий в себя эстетические устремления различных поэтических школ. Там, где участникам и первым интерпретаторам литературного процесса виделась борьба, столкновение разных течений и школ, ныне – особенно на уровне исторической поэтики – открывается сходство эстетических систем, с одной стороны, символизма и акмеизма, с другой – символизма и футуризма. В свою очередь нельзя не видеть, при всем обоюдном отталкивании акмеизма и футуризма, общее в этих двух ведущих направлениях в литературе 1910-х годов. Диффузное состояние – одна из характерных черт не только словесности, но и всего искусства начала XX века в целом.
Это объясняется не только очевидным – общей эпохой, существованием в одном культурном хронотопе, – но и во многом тем, что и акмеизм и футуризм были генетически связаны с символизмом. «Век – барсучья нора (курсив мой. – О. К.), и человек своего века живет и движется в скупо отмеренном пространстве…» ## О. Мандельштам, Собр. соч. в 4-х томах, т. 2, М.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.