Вместо дневника
Борис Аронович Бялик (1911-1988) – литературовед, автор многочисленных работ о творчестве М. Горького.
Все образованные люди пишут стихи; все воспитанные скрывают это.
ОТ АВТОРА
Изречение, вынесенное в эпиграф, принадлежит мне самому. Я всегда следовал изложенному в нем правилу. Точнее – почти всегда. Иной раз, в кругу близких друзей, когда все мы приходили в соответствующее настроение, я начинал оглашать свою «поэзию». Однажды я до того потерял контроль над собой (как своевременна и важна борьба с этим бытовым злом!), что огласил нечто рифмованное в присутствии Михаила Светлова и Ярослава Смелякова.
Светлов деликатно промолчал, а Ярослав с необычной для него мягкостью заметил:
– Есть отдельные приличные строки… Миша поспешил перебить его:
– А у нас есть отдельные неприличные. Считай, что мы квиты. Обижаться на Смелякова было бессмысленно. Он не щадил стихов даже любимого нами обоими прозаика и драматурга, делая исключение лишь для одной его песни – «Солнце всходит и заходит…». Легко понять, как я был огорчен, когда Смеляков зашел, даже забежал ко мне со словами:
– Оказывается, та песня совсем не его! Ты что же, скрывал это от меня?!
И он протянул мне сборник «Горький и поэты «Знания»», в предисловии к которому говорилось: «В настоящее издание не включена широко известная песня «На дне», так как в настоящее время установлено, что она не принадлежит Горькому».
– Чепуха это! – сказал я, но на Ярослава это не подействовало.
– Тут напечатано, а ты просто болтаешь…
Он ведь начинал свою деятельность в типографии, в качестве наборщика.
После этого разговора я предпринял целое исследование, чтобы доказать, как беспочвенно было то категорическое «установлено». Прочитав мою статью на эту тему, Ярослав по- детски удивился:
– Значит, ты учинил все эти разыскания из-за того разговора?! В нем вообще было, несмотря на его «сервантесовскую» (как назвал ее Александр Александрович Фадеев) биографию, что- то детское, скрытое за обычной резкостью и грубоватостью. Как-то он ошарашил меня вопросом:
– Ты согласен, что я сейчас – первый поэт России?
Я замялся, но моя жена Люся сказала:
– Яра, а как же – Александр Твардовский, которого ты так уважаешь?
– Ну, хорошо, пусть я второй поэт России… С этим ты согласна?
– А как же Михаил Аркадьевич, которого ты так любишь?
Он сказал, почти плача:
– Ну хотя бы третьего поэта России ты мне дашь или тоже не хочешь?
…Вернусь, однако, от настоящей поэзии к моей самодеятельной. Теперь я понимаю, какое это было для меня облегчение – выпускать хотя бы изредка наружу распиравшие меня «поэтические» пары. После того, как началась повседневная борьба с одним бытовым злом, это стало уже невозможно. У меня теперь один выход: опубликовать написанное.
Отсюда следует, что даже самые правильные социально- нравственные мероприятия могут иметь отдельные отрицательные последствия.
ПРОСТАЯ ИСТИНА
Истину простую до отчаяния
Я постиг, дожив до седины.
Нет, не только зданиям качания
Для запаса прочности даны.
И не только деревца ветвистые
Стелятся в поклонах на ветру…
Я ж и так, и без поклонов, выстою
И до самой смерти не умру.
Что за радость: гнется – не ломается?
Лучше уж сломаться, чем так маяться.
Чем всю жизнь качаться для спасения,
Лучше рухнуть от землетрясения.
Лучше миг пылать, чем вечность тлеть.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №3, 2002