№11, 1963/На темы современности

Великая школа идейной борьбы (Ленин и современная литература)

1

Безмерно широка, неисчерпаема эта тема. Уже около четырех десятилетий разрабатывает ее советская литературная наука, а перед нами по-прежнему множество еще не решенных, а порой даже и не поставленных или только еще выдвинутых задач.

Ленин и литература… Статьи о Толстом и Герцене. Высказывания о Белинском, Чернышевском, Добролюбове, Писареве. Суждения о Некрасове, Тургеневе, Салтыкове-Щедрине, Глебе Успенском, Чехове, Короленко, Вересаеве, Мамине-Сибиряке, Брюсов. Скитальце и многих других русских писателях XIX-XX веков. Переписка с Горьким. Оценки первых шагов советской литературы: поэзии Блока, Демьяна Бедного, Маяковского, прозы Серафимовича, Шагинян, Эренбурга, Зазубрина-Ленинское учение о партийности и народности передовой литературы, о сознательном и последовательном идейном служении художника коммунизму – основа эстетики социалистического реализма. Обширное ленинское литературно-критическое наследие методологически вооружает советских литературоведов, идейно обогащает наше литературоведение и литературную критику, помогает понять и обобщить противоречивую сложность литературного процесса.

Лишь за 1957 – 1963 годы отдельными изданиями и в журналах опубликовано почти триста работ о литературно-эстетических взглядах Ленина. Они написаны людьми разных дарований, разного темперамента и стиля. Но есть в этих работах нечто общее для всей нашей науки и – шире – нашей культуры, идеологии, мировоззрения. Это – глубокая взволнованность, стремление поверить ленинскими заветами и критериями, оценками и принципами насущные запросы и задачи искусства социалистического реализма.

Пожалуй, ни на одном участке советской литературной науки так плодотворно не сказалась ликвидация партией последствий культа личности Сталина, как на разработке ленинского наследия. Партия смела установленные Сталиным рогатки, мешавшие научной и художественной разработке ленинских тем. Еще 11 октября 1956 года в постановлении «О порядке издания произведений о В. И. Ленине» ЦК КПСС признал «ошибочными и в корне неправильными» принятые по настояниям Сталина в 1938 и 1947 годах постановления Политбюро и Секретариата ЦК о романе Мариэтты Шагинян «Билет по истории» и книге С. Гиля «Шесть лет с В. И. Лениным», ибо эти постановления устанавливали «такой порядок издания книг о В. И. Ленине, который затормозил выпуск научных работ, воспоминаний и художественных произведений о В. И. Ленине и фактически привел к их запрету». Центральный Комитет предоставил издательствам право «самостоятельно решать вопросы об издании научных работ и художественных произведений о В. И. Ленине». Одновременно ЦК предложил «вновь рассмотреть отклоненные ранее без достаточных оснований работы о В. И. Ленине и решить вопрос о выпуске их в свет», а равно «переиздать наиболее ценные из ранее опубликованных книг, брошюр, статей, воспоминаний о В. И. Ленине». Этим же постановлением было предложено вернуть «в открытые фонды библиотек произведения о В. И. Ленине, ранее неправильно изъятые из обращения».

Такое же принципиальное значение имели и другие принятые в 1956 – 1958 годах постановления ЦК: о новом издании биографии Ленина, о полном собрании его сочинений, о недостатках тематических сборников его произведений. Постановления эти подчеркивали всю важность изучения жизни и деятельности Ленина для идейной закалки наших кадров, коммунистического воспитания трудящихся и особенно молодежи. Советских публицистов и художников они призывали показать Ленина как человека, воплощающего лучшие черты революционного рабочего класса. Они отмечали, что из-за неполноты прежних изданий сочинений Ленина значительное количество ленинских документов, печатавшихся в свое время небольшим тиражом, фактически оказалось недоступным для читателей, и обязывали собрать воедино все ленинское литературное наследие, относя к нему не только законченные работы, но и подготовительные материалы, письма, записки и т. д. Они, наконец, осуждали антинаучные нарушения правил публикации ленинских документов, их произвольные сокращения и связанные с этим искажения. Не приходится доказывать, как плодотворно сказались все эти решения партии на разработке ленинского наследия и в литературной науке.

Партия покончила с догматизмом, обязывавшим идеологических работников рассматривать ленинское наследие только в связи с теми или иными высказываниями или даже, точнее, указаниями, а то и безапелляционными и бездоказательными замечаниями Сталина, предвзятыми и некомпетентными оценками произведений искусства. А здесь дело доходило до курьезов. Сталин, например, как известно, не владел иностранными языками и никогда не высказывался о произведениях многоязычной переводной литературы. Это вполне очевидное обстоятельство не помешало в свое время одному знатоку столь специальной отрасли филологической науки заявить, что устранить «большие пробелы в теории перевода возможно только на основе трудов И. В. Сталина» (А. В. Федоров, Введение в теорию перевода, М. 1953, стр. 102).

Партия восстановила ленинские принципы партийного руководства художественной интеллигенцией, соединяющие идейную непримиримость к любым проявлениям буржуазной идеологии с чутким и заботливым отношением к таланту писателя и художника, композитора и скульптора, деятеля театра и кино.

Ленинским духом проникнуты решения июньского Пленума ЦК КПСС, определяющие очередные задачи идеологической работы, а значит – и литературной науки, которая призвана помогать партии воспитывать человека коммунистических идеалов.

Все определенные партией основные направления идеологической работы, отвечающие современному этапу строительства коммунизма в нашей стране и классовой борьбы на международной арене, имеют самое прямое и непосредственное отношение и к коллективной деятельности литературоведов и критиков.

Вместе со всеми другими бойцами нашего идеологического фронта – историками, философами, публицистами, партийными пропагандистами – советские литературоведы и критики должны быть на переднем крае борьбы против непримиримо отвергавшихся Лениным лживых и лицемерных концепций «беспартийности» искусства, «абсолютной свободы творчества», безыдейности и аполитичности, против мнимого «конфликта поколении».

Богатейший материал для идейного воспитания народа дают литературоведам и критикам классические произведения литературы социалистического реализма и лучшие достижения ее современных мастеров. Немаловажная роль принадлежит представителям этого рода литературного оружия и на фронте борьбы против антикоммунизма, против всех и всяческих форм буржуазной идеологии. Наследие Ленина – наш неистощимый идейный арсенал в этой борьбе. Ни на один час не ослаблял ее наш бессмертный учитель. Особенно радует то, что за последнее десятилетие все мы идейно обогатились, ознакомившись с сотнями неизвестных нам ранее ленинских суждений о литературе и искусстве. На идейное вооружение советского народа взяты записи ленинских высказываний, принадлежащие мемуаристам, опороченным и оклеветанным в период культа личности Сталина. За эти десять лет мы узнали о Ленине много нового. Пример – вышедший в 1963 году сборник воспоминаний «О Владимире Ильиче Ленине». Из ста семнадцати опубликованных в нем воспоминаний более ста напечатаны впервые. И десятки из них содержат совершенно новые материалы, касающиеся взглядов Ленина на искусство.

О ленинских требованиях к советским скульпторам пишут Ф. Петров и К. Злинченко. Ленинские высказывания о мемуарной литературе и творчестве Родена сохранились в памяти М. Ханина и Г. Крамольникова. Имена Бетховена, Шопена, Шуберта, Шумана, Баха, Моцарта, Венявского, Монтегюса, названия их особенно полюбившихся Ленину произведений встречаются в воспоминаниях А. Гречнева-Чернова, а имена Горького, Герцена, Демьяна Бедного, Блока, Теффи, Шаляпина, Собинова, Вяльцевой – в мемуарах Г. Петровского, И. Полонского, А. Никифоровой, А. Заславской. Е. Стасова рассказывает о ленинском отношении к «Интернационалу» и «Марсельезе». Е. Левитас воссоздает беседу с Владимиром Ильичем о картинах футуристов, а М. Фофанова – о рассказах М. Богданова «Из жизни русской природы» и книге А. Гарвуда «Новая земля». Е. Малиновская посвящает свои воспоминания теме «Ленин и театры», А. Тодорский – истории ленинской статьи «Маленькая картинка для выяснения больших вопросов», призывающей советских литераторов жить и действовать «в массе и с массой, в настоящей гуще живой жизни». Р. Ковнатор знакомит читателей с ленинскими высказываниями о художественном оформлении советской книги… И все это лишь в одном сборнике, одном из десятков, вышедших за последние годы!

Широкое отражение находит ныне ленинская тема и в советской прозе, поэзии, драматургии. Вслед за очерком Горького, поэмой Маяковского, трилогией Н. Погодина, сценариями А. Каплера и повестью Э. Казакевича в нашей литературе появились новые произведения, авторы которых пытаются воссоздать образ Ленина, воскресить героические картины его революционного пути. Только за последние несколько лет появились такие книги, как роман «Большой зачин» А. Коптелова, сборники рассказов С. Виноградской и Е. Драбкиной, З. Воскресенской и С. Дангулова, новые стихи о Ленине.

Не все в этой литературе равноценно. Многое еще ожидает взыскательной критики, а порой и решительного протеста, ибо нетерпима любая попытка залить, по гневному слову поэта, «приторным елеем ленинскую простоту». Советская литературная критика по-прежнему призвана стоять на страже, чтобы Ленин «конфетной не был красотой оболган». Однако и то, что она уже сделала, заслуживает поддержки. Назовем хотя бы содержательный очерк А. Мясникова «Литературный портрет Ленина в творчестве Горького» (Сб. «Идеи и образы художественной литературы», М. 1958). Это интересный опыт анализа становления и развития ленинской темы у Горького, истории его многолетней работы над различными вариантами знаменитого очерка. Отметим и статьи Ю. Головашенко – «Ленин и народ» («Театр», 1961, N 11), П. Краевского «Образ В. И. Ленина в драматургической трилогии Н. Ф. Погодина» («Ученые записки» МГПИ имени Ленина, 1961, N 174), С. Мирзоева «Образ В. И. Ленина в осетинской литературе» («Известия Северо-Осетинского НИИ», 1960, т. 22, вып. 2). «Мы живем теперь в такое время, о котором мечтал Ленин.

Цитировать

Яковлев, Б. Великая школа идейной борьбы (Ленин и современная литература) / Б. Яковлев // Вопросы литературы. - 1963 - №11. - C. 3-20
Копировать