Критики о Фру-Фру
Фру-Фру была среднего роста лошадь…
Фру-Фру продолжала дрожать, как в лихорадке. Полные огня глаз ее косился на подходившего Вронского.
Лев Толстой, «Анна Каренина»
АНАТОЛИЙ ГОРЕЛОВ
Лошадиная тема в литературе могла соперничать по своей силе лишь с пироксилиновой бомбой. Взрыв ее поистине прозвучал словно гром среди ясного неба. Под монументальные своды сюжета входила толстовская Фру-Фру, подобно игроку Герману, чей жалкий жребий был брошен в покоях одряхлевшей графини. Фру-Фру, с ее косыми глазами, полными огня, вооружила нетерпением последующую литературную буржуазию, хотя экономическое господство дворян было уже подорвано и в ворота помещичьих усадеб громко дубасили кулаки новоявленных разуваевых и колупаевых. Гордей Карпыч Торцов с его известным «А в морду хошь?» противостоял изнеженному аристократу Вронскому, а посему недалекий генерал из чеховской «Лошадиной фамилии» прочно утвердился как гегемон в том же самом извечном творческом процессе. Отсюда ключ к пониманию «Изумруда» как двоюродного брата «Холстомера», ведомого под уздцы на пути исходных позиций литературоведения, где корсиканский артиллерист Наполеон является всего лишь куклой в руках отживающего буржуазного класса.
ЕФИМ ДОБИН
Если бы Л. Толстой не оставил описания Фру-Фру, нам бы и в голову не пришло заняться отыскиванием ее литературного прототипа. К счастью, этого не случилось, и мы смогли приняться за определение идентичности материала.
О материале очень хорошо сказал Ф. Вольтер.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.