№6, 1971/На темы современности

Веление времени

1

С неослабевающим вниманием, горячей заинтересованностью и глубоким волнением следили миллионы людей во всем мире за работой XXIV съезда Коммунистической партии Советского Союза. Для нашего народа съезд был родным, кровным делом. И это естественно!

В Отчетном докладе Центрального Комитета КПСС, с которым выступил Генеральный секретарь ЦК тов. Л. И. Брежнев, был дан глубокий анализ пути, пройденного партией и народом после XXIII съезда. Крупнейшие успехи достигнуты за истекшее пятилетие на всех фронтах политического, хозяйственного, социального и культурного строительства. То были годы напряженного созидательного, творческого труда, динамичного развития нашей экономики, роста промышленного производства и сельского хозяйства, годы стремительного прогресса науки, техники и культуры, годы все возраставшей роли Советского государства в международной жизни.

К своему XXIV съезду партия пришла монолитно сплоченной, обогащенной опытом коммунистического строительства, вдохновленной величественной программой и грандиозными планами созидательной деятельности в новом пятилетии. Вооруженная великими идеями марксизма-ленинизма, опираясь на выводы современной науки и практики, тщательно и объективно анализируя созидательный опыт, партия смело выдвигает гигантские и в то же время вполне реальные задачи нового этапа строительства коммунизма. Основная цель следующего пятилетнего плана состоит в том, чтобы обеспечить значительный подъем материального и культурного уровня жизни народа на основе высоких темпов развития производства, повышения его эффективности, на основе научно-технического прогресса и ускорения роста производительности труда.

«Наши планы основаны на реальных расчетах, – говорил тов. Л. И. Брежнев в Отчетном докладе ЦК XXIV съезду, – на учете потребностей, ресурсов и возможностей страны. Обсуждение проекта Директив по новой пятилетке показало, что партия, весь народ горячо их одобряют и поддерживают. Выполнение этих планов зависит от труда каждого из нас, от нашей организованности и дисциплины, от умения вести дело и настойчивости. Мобилизовать массы на борьбу за выполнение поставленных задач, еще теснее сплотить весь народ на ленинской платформе коммунистического строительства – такова главная задача партии, всех ее организаций».

За цифрами пятилетнего плана явственно видны новые грандиозные сдвиги социального и культурного характера, которые произойдут в ближайшие годы. Политику партии, направленную на создание таких условий, которые обеспечивают полный и всесторонний расцвет человеческой личности, планы коммунистического преобразования жизни и воспитания нового человека с энтузиазмом поддержали все ораторы, выступавшие на съезде от компартий союзных республик, от партийных организаций автономных республик и областей, от крупнейших городов, промышленных центров и сельскохозяйственных районов страны, представлявшие четырнадцатимиллионную армию коммунистов.

Эту политику пламенно приветствовали и делегации коммунистических, национально-демократических и левых социалистических партий из многочисленных стран мира, присутствовавшие на съезде в качестве гостей. Интернациональный пафос съезда ярко и выразительно проявился в дружеском, товарищеском контакте братьев по классу, по ленинским идеям, по совместной борьбе против империализма и его духовных оруженосцев.

К боевому наступлению против идеологических противников, против врагов ленинизма горячо призвал коммунистов и всех советских людей М. Шолохов. В своей речи на съезде он сказал: «…Пора и нам в условиях невиданно обострившейся идеологической борьбы перейти в более решительное наступление и противопоставить усилиям ренегатов и ревизионистов всех оттенков наше безотказное оружие – ленинскую немеркнущую правду! И в этом мы видим свою первостепенную задачу».

На съезде царила обстановка деловитости, товарищеского взаимопонимания, внимательного отношения к людям и вместе с тем высокой требовательности, принципиальности и взыскательности, которая прочно утвердилась в партии и стране.

Эти черты стиля жизни и работы характерны для всего нашего общества, стремящегося решать насущные задачи без догматической узости, с одной стороны, и волюнтаристских импровизаций – с другой. Деловитость, товарищеское взаимопонимание в работе, внимательное отношение к людям при высокой принципиальности, требовательности и взыскательности – таковы особенности общественных отношений, которые обеспечивают каждому трудящемуся полную возможность проявить творческий, инициативный, самостоятельный и в то же время реалистический, продуманный, ответственный подход к делу.

Решение назревающих задач и проблем коммунистического строительства и в большом и малом должно опираться на научный, объективный анализ действительности, на теоретическое осмысление и обобщение практики. Жизненность, неодолимость, плодотворность этих ленинских партийных принципов доказана великим историческим опытом коммунистического созидания в нашей стране, хорошо понятым и прочувствованным советскими людьми.

По мнению делегата съезда Олеся Гончара, высказанному на страницах «Правды», Отчетный доклад ЦК замечателен «прежде всего богатством мыслей, глубиной анализа важнейших явлений современности, он пронизан гуманистическим пафосом, целеустремленностью, думой о человеке, заботой о нем. Это не могло не волновать, не вызывать чувство искренней гордости за нашу ленинскую партию, за наш славный народ, снискавший признание всех, кому дороги мир и прогресс».

Другой делегат съезда, Расул Гамзатов, писал в «Известиях»:

«Вся атмосфера съезда – это атмосфера единства, высокого товарищества, доверия, ответственности. Глубоко продуманная внешняя и внутренняя политика, научный подход ко всем явлениям жизни лежат в основе деятельности нашей Коммунистической партии. Они-то и гарантируют успех дел насущных и реальность новых планов».

Вадим Кожевников имел основания в своем выступлении в «Известиях» сказать, что цифры и примеры нашего роста проникнуты «политической поэзией», ибо «дело не только в количестве тонн, в увеличении производства промышленной продукции, а и в том, что все это поставлено на службу людям, советскому человеку, способствует формированию его как личности».

Формирование коммунистической личности – какая это высокая и благородная цель! И не случайно на XXIV съезде КПСС большое внимание было уделено роли литературы и искусства в созидании нового общества, в воспитании гражданина этого общества. Весьма показательно, что освещение этого вопроса вошло в раздел доклада: «Формирование нового человека – одна из главных задач партии в коммунистическом строительстве».

На страницах нашего журнала мы будем еще не раз возвращаться к анализу проблем, поставленных в Отчетном докладе ЦК, к Директивам и Решениям съезда Коммунистической партии Советского Союза. Ведь здесь содержатся указания, которые содействуют принципиальному, партийному теоретическому осмыслению и дальнейшей разработке основного круга вопросов современного литературного развития и помогают поднять всю нашу художественную практику и критическую мысль на более высокую ступень. Глубокие суждения, высказанные на съезде, имеют решающее значение для деятельности творческих работников и служат советской литературе верным идейным ориентиром.

Сейчас представляется возможным остановиться лишь на отдельных проблемах, выдвинутых перед деятелями литературы и искусства, подумать о некоторых выводах, которые следуют из Отчетного доклада ЦК, Резолюции съезда и выступлений ораторов и которые непосредственно связаны с литературным процессом наших дней, требующим пристального анализа накануне Пятого съезда писателей СССР.

2

В. И. Ленин, наша партия всегда придавали большое значение литературе и искусству как мощному оружию духовного воздействия, как боевому средству коммунистического воспитания. Ныне творческая работа советских художников занимает еще более видное место в общей системе партийного влияния на массы. Книги наших писателей становятся неотъемлемой частью общественного самосознания, несут народу правду о жизни и борьбе советских людей, строителей нового мира.

«С продвижением нашего общества по пути коммунистического строительства, – говорится в Отчетном докладе ЦК, – возрастает роль литературы и искусства в формировании мировоззрения советского человека, его нравственных убеждений, духовной культуры. Естественно поэтому, что партия уделяла и уделяет большое внимание идейному содержанию нашей литературы и нашего искусства, той роли, которую они играют в обществе. В соответствии с ленинским принципом партийности мы видели свою задачу в том, чтобы направлять развитие всех видов художественного творчества на участие в великом общенародном деле коммунистического строительства».

Благотворность ленинских принципов партийности сказывалась на протяжении всей истории советской литературы. Указания В. И. Ленина о литературе как части общепартийного дела лежат в основании политики, которую проводит в области искусства наша Коммунистическая партия и благодаря которой художественное творчество достигло в нашей стране больших успехов, отмеченных на XXIV съезде.

«В истекшее пятилетие, – заявил тов. Л. И. Брежнев, – наши литература, театр, кино, телевидение, изобразительное искусство, музыка дали советским людям много нового, интересного, талантливого. Появились новые произведения и постановки, которые реалистично, с партийных позиций, без приукрашивания, но и без смакования недостатков освещают прошлое и настоящее нашего народа, сосредоточивают внимание на действительно важных проблемах коммунистического воспитания и строительства».

На съезде отмечались успехи художественной Ленинианы, появление ряда интересных романов и пьес о жизни и деятельности В. И. Ленина, которые проникнуты «революционной страстностью, пафосом верности ленинизму».

Несомненно, что советские писатели, как и весь народ, вдохновленные событиями огромного гражданского звучания, стремятся воплотить их в своих произведениях. Это наложило отпечаток на литературное движение наших дней, вызвало новый подъем социалистического искусства.

Полустолетие Октябрьской революции, 100-летие со дня рождения В. И. Ленина, 25-летие Победы над фашистскими захватчиками, подготовка к XXIV партийному съезду – вот что явилось мощным стимулом художественного творчества и определило само направление развития современной литературы, ее основные идейно-эстетические тенденции.

Пожалуй, никогда еще в нашей общественной жизни и литературе столь сильно не ощущалась связь времен революционной истории советского народа, как в эти годы. Точно чуткий барометр, улавливало наше искусство внутреннюю соединенность дня прошедшего с днем нынешним и грядущим… Стало особенно заметно и стремление писателя обогатить свою эмоциональную память, свое живое постижение событий и героев объективным опытом истории, ее закономерностями, духом и смыслом ее социальных преобразований.

Воспоминания, наблюдения и ощущения автора ныне в большей мере поверяются в литературном творчестве голосом исторического бытия, а мимолетные впечатления шире и глубже оплодотворяются анализом реальной жизненной практики общества. Элементы модернизации и своеволия в оценке фактов отступают перед исследовательским началом в работе художника, стремящегося органически воплотить в произведении единство личного восприятия и опыта народа, индивидуальное и общезначимое, психологическую конкретность и масштаб исторического действия.

Исследовательский, объективный, диалектический подход талантливых писателей к событиям минувшего времени привел к удачному освещению образа В. И. Ленина, углубленной разработке историко-революционной темы. Кроме интересных произведений, посвященных непосредственно жизни и деятельности Владимира Ильича, можно было бы сослаться на целые серии книг о соратниках Ленина, видных деятелях Коммунистической партии. Таковы некоторые художественные биографии в сериях «Жизнь замечательных людей» («Молодая гвардия») и «Пламенные революционеры» (Политиздат) и др.

Историзм современной художественной прозы положительно сказался в произведениях о деятелях Октябрьской революции и гражданской войны, о первых строителях Советского государства и о тех, кто участвовал в «генеральной репетиции» 1905 года и подготовлял пролетарское восстание в девятьсот семнадцатом. Биографические повести посвящены также революционерам других стран, и в этом смысле можно сказать, что историко-революционная тема ныне развивается в советской литературе как тема интернациональная.

Для книг этого типа характерна документальность. Однако она не противостоит собственно художественным задачам. Вопрос заключается в том, сумеет ли писатель дать глубокое исследование и истолкование фактов, их художественное воплощение, сможет ли вывести на своих страницах героев, которые, будучи отражением реальной жизни, становятся литературными типами. Вспомним «Чапаева» Дмитрия Фурманова, «Молодую гвардию» Александра Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого и другие произведения, успешно решившие эту задачу и занявшие видное место в истории советской литературы.

Авторы романов, повестей, поэм и пьес, опираясь на подлинные факты и документы эпохи, создают оригинальные художественные полотна, в которых без приукрашивания и без смакования недостатков достоверно рисуется прошлое и настоящее, их органическая взаимосвязь, единство поколений, созидающих на протяжении более чем полувека новое, коммунистическое общество.

Опубликованы значительные романы и повести, в которых делается попытка связать историю и современность в едином жизненном процессе, взглянуть на минувшее глазами человека 70-х годов и в то же время показать, как из прошлого вырастает настоящее и как вместе они подготовляют будущее. Если это делается пером художника-мастера без архаизации и осовременивания, с эмоциональным восприятием бытия, без прикрас и умалений – мы становимся свидетелями истинной творческой победы. Иначе и не может быть: без эмоциональной памяти художник бессилен; он способен в этом случае лишь на холодные умозрительные абстракции, но и без опоры на объективный, диалектический анализ исторического народного опыта, без синтетического обобщения реальных фактов творческий труд не даст высокого эстетического эффекта.

Изображая важные события в жизни народа и внутреннее состояние их участников, памятуя при этом, что опыт борьбы складывается из усилий, переживаний, поступков и действий миллионов, современные писатели стремятся к правдивому воссозданию истории и современности. Для патриотического воспитания молодежи огромное значение имеет неугасающая тема великого народного подвига в годы Отечественной войны.

«Патриотическая тема, – отмечается в Отчетном докладе ЦК, – находит достойное отражение во многих произведениях советской литературы и искусства». Эта оценка, несомненно, вдохновит наших военных писателей и будет содействовать новому художественному подъему литературы о народном героизме.

Стремление к охвату героики и драматизма военной истории в большом и малом, масштабное изображение фронта и тыла характерно для многих произведений, появившихся в последние годы. Представляются ценными и необходимыми усилия писателей, прилагаемые для создания произведений, правдиво и честно повествующих о сложных и трудных днях и месяцах первого этапа войны. Трезвый взгляд авторов на имевшие место просчеты совмещаются в их книгах с верным изображением того, что доподлинно предпринималось для защиты Родины от вероломных и жестоких захватчиков.

Хорошо, что многие современные произведения, возвращающие нас к годам Отечественной войны, проникнуты публицистическим пафосом, имеют яркую антифашистскую устремленность, направлены против идеологии милитаризма и реваншизма. Появляются и многочисленные книги дневникового, корреспондентского типа, которые сознательно отделены их авторами от беллетристики. Однако в каком бы жанре литературы мы ни обращались к далекой или близкой истории нашей Родины, будь то в романе, повести, поэме, рассказе, будь то в публицистических очерках или в драматургии, как, впрочем, и в критике, мы должны помнить о крайностях, которые были присущи некоторым авторам, о чем в Отчетном докладе ЦК сказано со всей ясностью и четкостью.

«Кое-кто пытался, – указывает тов. Л. И. Брежнев, – свести многообразие сегодняшней советской действительности к проблемам, которые бесповоротно отодвинуты в прошлое в результате работы, проделанной партией по преодолению последствий культа личности. Другая крайность, также имевшая хождение среди отдельных литераторов, – это попытки обелить явления прошлого, которые партия подвергла решительной и принципиальной критике, законсервировать представления и взгляды, идущие вразрез с тем новым, творческим, что партия внесла в свою практическую и теоретическую деятельность в последние годы».

Высокая идейность, правильный взгляд на жизнь, прямая связь с ней – верная предпосылка преодоления подобных крайностей. Для лучших произведений современной литературы характерно изображение связи времен в их истинном, социально-классовом существе, с объективностью, правдивостью, присущими социалистическому реализму. Забывать же о былых односторонних взглядах нельзя, чтоб не было в литературе никаких проявлений осужденного партией на XXIV съезде неверного подхода к освещению прошлого и настоящего, ибо, как говорится в Отчетном докладе, «по существу же и в том, и в другом случае имели место попытки умалить значение того, что уже сделано партией и народом, отвлечь внимание от проблем сегодняшней жизни, от конструктивного курса партии и созидательных дел советских людей».

Конечно, внимание большинства советских писателей сосредоточено на проблемах сегодняшней жизни, и, иллюстрируя положение Отчетного доклада об успехах литературы, А. Чаковский Напомнил в своей речи на съезде о том, что актив советских литераторов – «многие десятки книг, проникнутых духом воинствующей партийности, отмеченных высокими художественными достоинствами».

3

Важнейшие проблемы сегодняшней трудовой, созидательной жизни и яркие характеры современников привлекают наибольшее внимание мастеров слова. Мы встречаем на страницах романов, повестей и поэм, на сценах театров и в художественных фильмах нашего современника, вдохновленного великими делами народа. Этот герой не принадлежит ныне к волюнтаристски настроенным импровизаторам, которым кажется, что они могут сделать все, что захотят, не считаясь с объективными закономерностями и реальными обстоятельствами бытия. Нет, он стремится каждый шаг своего трудового дня, каждое движение мысли сочетать с требованиями и задачами времени.

Активность, жизнедеятельность, деловитость героя, которого ищут, стремятся воплотить, опираясь на саму действительность, современные писатели, связаны с высокими идеалами, романтикой, мечтой. Не бескрылый практицизм и не абстрактные порывы – аналитическое отношение к происходящему, исследование фактов, оценка конкретных ситуаций – вот что определяет мысли, чувства, поступки нового героя. Ему свойственны те черты характера, о которых говорилось на съезде при определении стиля нашей жизни: принципиальность, деловитость, конструктивный подход, взыскательность, товарищество, человечность.

Учитывая хозяйственно-экономические особенности той или иной социальной коллизии, герой-современник помнит и об ее нравственно-психологическом эквиваленте, о том, что гуманистическая природа наших общественных отношений требует прежде всего внимания к человеку, к его интересам, к его благу, ибо во имя человека и созидается новое общество.

Материалы съезда являются для писателей неисчерпаемым источником вдохновения, подсказывают проблемы и их возможные решения, содержат мысли о героях нашего времени, о творцах истории, и прежде всего о коммунистах, составляющих боевой авангард советского народа. В свете докладов, выступлений и решений съезда можно глубже постигнуть проблемы и факты самой действительности, серьезней исследовать политические, экономические, общественные и нравственные вопросы современности, которые составляют для литературы, драгоценный материал.

Призыв к художественной интеллигенции внимательней и глубже приглядеться к современнику, чтоб правдиво и ярко воплотить его на страницах своих творений, прозвучал с трибуны съезда.

Бригадир слесарей 1-го Государственного подшипникового завода А. В. Викторов говорил:

Цитировать

От редакции Веление времени / От редакции // Вопросы литературы. - 1971 - №6. - C. 3-22
Копировать