№1, 1983/Жизнь. Искусство. Критика

«Важен лишь свет огонька…». Вступительная заметка, публикация и комментарий С. Коваленко

Здесь и далее публикуются материалы из юбилейного сборника ИМЛИ «А. Н. Толстой. Новые материалы и исследования» (редактор – А. Крюкова).

Публикуемая биографическая заметка А. Н. Толстого написала в октябре 1921 года в Берлине по предложению редактора берлинского журнала «Новая русская книга» профессора Александра Семеновича Ященко (Сандро) для рубрики «Писатели – о себе».

Определяя задачи и цели рубрики «Писатели – о себе», редакция предупреждала, что, «во избежание всяких кривотолков и недоразумений… не берет на себя ответственности за то, что пишет о себе тот или иной писатель в этом отделе». «Наша задача – путем опроса русских писателей об их жизни за эти смутные годы и об их душевном состоянии выяснить полную картину психических и идейных течений в русской литературе, какова бы эта картина ни была, желательная нам или нежелательная» 1.И хотя эта «картина» не оказалась столь полной, как то задумывалось редакцией, опубликованные в журнале (1922, N 4) автобиографические заметки, нередко полемические, представляют интерес как литературно-политические документы эпохи. Для журнала была написана С. Есениным его автобиография (1922, N 5), несколько раз перепечатывавшаяся при жизни поэта по тексту журнала. Здесь был напечатан первый вариант автобиографии В. Маяковского «Я сам» (1922, N 9).Автобиографическая заметка Толстого, написанная в форме эссеистского иносказания, тем не менее, носит открыто публицистический характер. Появившись в печати почти одновременно с «Открытым письмом Н. В. Чайковскому», она написана значительно раньше этого знаменитого послания и свидетельствует о том, что уже к моменту переезда Толстого в Берлин вопрос о возвращении в Россию для него был решен. Отсюда концептуальная и художественная завершенность заметки. Насыщенная метафоричность повествования, отличающая ее от других автобиографий Толстого, написанных по канону «жанра», придает этой художественной автобиографии расширительный смысл, суммируя большой социальный и нравственный опыт. За метафорами угадывается реальный биографический материал, в иносказания вкраплены строго аргументированные и политически точно охарактеризованные факты биографии.

Образно-метафорический стиль и идейная направленность автобиографической заметки Толстого позволяют внести ее в контекст других художественно-публицистических и литературно-критических выступлений писателя, предпринятых в берлинский период эмиграции. Имеются в виду письма, дневниковые записи, статьи, написанные к 30-летию литературной деятельности М. Горького, и статьи «О новой литературе». Метафорические образы «света», «дома», «гнезда», «своего солнца под крышей» ассоциируются в них с образом утраченной России.

Писателя, познавшего горечь эмиграции и отчуждения от родной земли, влекла на восток глубокая убежденность, что «в жизни Европы решающую роль должна сыграть Россия. Оттуда, из России, должно подуть спасительным забвением смерти», – писал он в письме К. Чуковскому2.

 

  1. »Литературное приложение» к газете «Накануне», 30 июля 1922 года. Под редакцией гр. А. Н. Толстого, с. 7. []
  2. «Литературные записки», 1922, N 1, с. 4.[]

Цитировать

Толстой, А. «Важен лишь свет огонька…». Вступительная заметка, публикация и комментарий С. Коваленко / А. Толстой // Вопросы литературы. - 1983 - №1. - C. 89-92
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке