№7, 1964/Полемика

Трибуна писателей Европы

«Europa letteraria», N 20 – 21, 22 – 24, 25.

Идея создания Европейского сообщества писателей была благородной, разумной и привлекательной, и уже первые шаги сообщества доказали, что это не затея группы прекраснодушных интеллектуалов, а серьезное дело, отвечающее назревшей общественной потребности. Орган сообщества – журнал «Еуропа леттерариа» – стал трибуной европейских писателей. Журнал начал выходить в январе 1960 года, прошел через период неизбежных исканий, пока не определились окончательно теперешний характер и структура журнала, его разделы, оформление, присущий ему своеобразный стиль. «Вопросы литературы» однажды (1962, N 1) уже посвятили журналу «Еуропа леттерариа» статью; сейчас мы возвращаемся к этой теме, потому что за минувшие годы «Еуропа леттерариа» проделала большой путь, превратилась в единственное в своем роде издание, объединяющее на своих страницах различных представителей культуры. Изменилась и периодичность издания, – прежде он выходил раз в два месяца, а иногда даже раз в четыре (если выпускались сдвоенные номера). Теперь, завоевав круг читателей и подписчиков, «Еуропа леттерариа» превратилась в ежемесячный журнал, и это, естественно, позволяет зорче следить за развитием литературного процесса и оперативнее реагировать на факты культурной жизни.

Было бы наивным полагать, будто путь редакторов журнала – Джанкарло Вигорелли и его друзей – усыпан розами. Это отнюдь не так. Именно потому, что по главным, решающим вопросам современности журнал с самого начала своего существования занимает четкую, принципиальную позицию, он периодически подвергается атакам, порою чрезвычайно грубым. В соответствии с программой сообщества писателей, «Еуропа леттерариа» решительно отвергает антикоммунизм и отстаивает необходимость диалога между деятелями культуры, – этого достаточно, чтобы журнал стал мишенью для самых низкопробных нападок. Деятельность сообщества и журнала реакционеры пытаются изобразить как «пропаганду», понимаемую в вульгарном смысле слова, – не как пропаганду высоких идей, а как мелкую организационную возню, обработку общественного мнения и т. д.

Рассмотрим последние номера: сдвоенный 20 – 21-й, строенный 22 – 23 – 24-й, посвященный ленинградскому симпозиуму о романе, и 25-й, начиная с которого журнал стал ежемесячным.

Многие крупные писатели пишут специально для «Еуропа леттерариа», очевидно, дорожа этой трибуной.

Но надо заметить, что журнал отнюдь не стремится к тому, чтобы стать витриной самых громких, самых блестящих имен. Печатая произведения прославленных писателей, он гостеприимно предоставляет свои страницы и для талантливой молодежи, и для деятелей культуры, не пользующихся широкой известностью. Журнал стремится с наибольшей широтой и беспристрастием отражать развитие литературного процесса во всех больших и малых странах Европы. Католики и марксисты, представители современной «авангардии» и убежденные сторонники социалистического реализма, люди, занимающие порою полярные эстетические позиции, могут печататься и печатаются в «Еуропа леттерариа». Но в нем нет места, нет снисхождения к тем, кто заражен нацистскими гнусностями.

Можно спорить (да еще как!) о проблемах романа, о направлениях современной кинематографии, о теории Фрейда, о чем хотите, – недаром «Еуропа леттерариа» – орган сообщества, объединяющего около 1400 писателей, у которых, естественно, разные точки зрения на различные вещи. Но нельзя спорить как с равными, как с товарищами и коллегами, как с деятелями культуры – с «неоканнибалами», с фашистами в душе, – даже если они рядятся в одежды «защитников демократии», они вне подлинной европейской цивилизации.

Здесь надо учитывать еще и специфику, свойственную передовым деятелям итальянской культуры. Эти люди, пережившие «черное двадцатилетие» диктатуры Муссолини, особенно остро и чутко реагируют на любой нацистский «душок», они угадывают фашистское зерно даже там, где оно глубоко спрятано под как будто нейтральной оболочкой. Вот пример, иллюстрирующий эту мысль. В N 20 – 21 «Еуропа леттерариа» помещена большая рецензия крупного итальянского историка Паоло Алатри в связи с недавней публикацией статей и политических речей Бенедетто Кроче. Собственно, это не рецензия; правильнее было бы сказать: принципиальное выступление Алатри, то, что французы называют «prise de position». Вопрос о роли Бенедетто Кроче в истории итальянской общественной мысли и о его политической роли, о лежащей на нем доле ответственности за судьбы страны еще и сейчас, через двенадцать лет после его смерти, не утратил актуального значения.

Бенедетто Кроче – крупнейший итальянский философ, историк и публицист, автор множества работ по вопросам эстетики и литературоведения – был (и в известной мере остается) одним из самых ярких и своеобразных представителей идеологии либерализма. Это человек, бывший в течение многих лет настоящим властителем дум не только итальянской, но и всей западноевропейской буржуазной интеллигенции.

Цитировать

Кин, Ц. Трибуна писателей Европы / Ц. Кин // Вопросы литературы. - 1964 - №7. - C. 180-184
Копировать