№12, 1975/Жизнь. Искусство. Критика

Тема труда в современной польской прозе

Литература всегда связана с жизнью народа.

Хрестоматийная эта истина иногда наполняется особенно живым, волнующим содержанием. Думаю, мы, в Польше, сейчас переживаем именно такой момент. Накануне своего VII съезда партия подвела итоги сделанному за пятилетие, определила перспективы будущего развития. Естественно, художники – летописцы замечательных свершений – тоже осуществляют смотр достигнутому искусством, с острой напряженностью всматриваются в ту жизнь, которая, преображенная силой слова, входит в книги, кинофильмы, разворачивается на полотне живописца и на театральной сцене.

Понятно, что художники, работающие в области рабочей те мы, – а о ней и пойдет речь в этих заметках, – по-особому ощущают СБОЮ включенность в общенародное созидание. Ведь это рабочими руками построена новая жизнь, это им предстоят новые величественные свершения, результатом которых станет, как заявил тов. Э. Терек, развитый социализм в Польше.

Я думаю, советские читатели с сочувствием отнесутся к сказанному – ведь и ваш народ стоит сейчас накануне события, которому суждено сыграть огромную роль в жизни не только СССР, но и всего мира, – XXV съезда КПСС.

Социалистическая Польша испытывает радостный трудовой подъем, и сейчас естественно поговорить о степени участия в нем литературы.

К рабочей теме в современной польской литературе давно уже привлечено внимание нашей критики и литературной публицистики, а в последнее время оно заметно обострилось. Опираясь на реальную литературную практику, критика единодушно пришла к выводу об общественной и политической потребности произведений на тему труда; одновременно критика напоминала об опасностях схематизма, сопровождавшего развитие этой темы в 50-е годы.

Вспоминается недавний симпозиум в Катовицах, крупнейшем нашем индустриальном центре. Не удивительно, что собрались мы в этих краях. В ту пору, когда иные литераторы скептически отзывались о правомерности самой рабочей темы в искусстве, именно отсюда раздавались требования ее возрождения, именно здесь наиболее интенсивно исследовались художественные возможности темы. Быть может, стоит конспективно напомнить отдельные этапы долгой

 

 

дискуссии по всему этому кругу вопросов, которая оказала существенное влияние на творчество многих крупных писателей нашей страны.

В 1961 году в Катовицах состоялся очередной 12-й съезд польских писателей, на котором автор этой статьи прочитал доклад на тему: «Писатель и рабочая среда». Докладчик выдвинул два следующих основных положения: необходимость консолидации писателей, разрабатывающих тему труда в литературе, и необходимость связи этих писателей с рабочими, активно сознающими свою роль в социалистическом строительстве страны. Через два года, тоже в Катовицах, состоялся трехдневный семинар молодых литераторов, пишущих об индустриальном труде. С докладами выступили тогда Болеслав Любош, говоривший о традициях рабочей литературы, и Витольд Навроцкий, занявшийся ее современными перспективами.

В широком историческом аспекте рассматривал эту проблематику Ян Пежхала в своем докладе «За рабочую тему, за тему труда», прочитанном на 11-м съезде писателей Западной и Северной Польши, который состоялся в Катовицах и Яшовце в 1968 году. Докладчик резюмировал тогда: «Писатели других районов нашей страны утрачивают былой интерес к проблемам труда. Только у нас – скажем без пустого хвастовства, – в Силезии и Домбровском Заглэмбе, в области, которая не знает другого ритма жизни, нежели жизнь шахт, металлургических заводов, только здесь искусство служит этому великому историческому процессу труда, служит с гордостью и уверенностью».

В то же время широко проводились литературные конкурсы. Целью их, – начиная с первого всепольского конкурса (1971 года) на лучший современный роман о жизни шахтеров (его организаторами были Министерство горного дела и энергетики, издательство «Шлёнск» и Катовицкое отделение Союза польских писателей) и кончая недавним конкурсом в честь юбилея Польской объединенной рабочей партии, – было теснее связать писателей с миром труда. Надо заметить, что активное участие в конкурсах (в качестве членов жюри) принимали партийные работники и руководители производства. Но, разумеется, главное, чего мы всегда ожидали, – повышения художественного уровня «индустриальной» прозы. Вот почему так приятно было видеть среди участников конкурсов писателей, которые обладали не только высокой литературной репутацией, но и значительным гражданским, общественным опытом, позволяющим широко интерпретировать тему, освободить ее от налета схематизма, предлагать оригинальные художественные решения.

Конкурсы дали ряд интересных, значительных произведений. Но не только в этом было их значение – самый факт общественного внимания к производственной тематике возбуждал писательское воображение, появлялось все больше произведений на рабочую тему.

Рост, разумеется, был не только количественным. Если в рамках первого конкурса (за исключением премированных книг катовицких писателей Яна Пежхалы, Альбина Секерского и Леона Вантулы) преобладали все же произведения, ограниченные производственной тематикой, то впоследствии мир труда начал рассматриваться в более широкой общественной, психологической перспективе. Так возникали новые литературные горизонты, так тема обретала новые подходы, обогащалась нравственным содержанием, находила новые жанровые формы.

Цитировать

Шевчик, В. Тема труда в современной польской прозе / В. Шевчик // Вопросы литературы. - 1975 - №12. - C. 129-136
Копировать