Т. А. К а с а т к и н а. «Мы будем — лица…» Аналитико-синтетическое чтение произведений Достоевского. М.: ИМЛИ РАН, 2023. 423 с.
Вдохновенная и вдохновляющая книга, способная изменить перспективу восприятия себя и мира. На обложках (дизайн Д. Тихомолова) — руки, держащие виноградную кисть и часть граната с обнаженными зернами. Виноград и гранат — как символы множества в единстве (на форзац вынесены слова автора: «символ человечества, разделенного на множество отдельных и все же пребывающего в единстве»). Книга постоянно возвращает нас к ключевой мысли Достоевского об идеальном состоянии человечества: «Мы будем — лица, не переставая сливаться со всем, не посягая и не женясь, и в различных разрядах» (с. 194).
Для Достоевского и его исследователя принципиально, что «современный человек роковым образом ошибается в определении собственной мерности, размера, состава и конфигурации. В своих желаниях и поступках он исходит из присутствующего в его сознании ложного собственного образа, из ложного видения себя как ограниченного своим телом и отграниченного от всех остальных людей, из видения других как своих соперников и претендентов на тот же ресурс, а не как открывающих для него новые пространства и возможности, без них и вне них просто не существующие, а следовательно — радикально ошибается как в определении своих истинных выгод, так и опасностей на своем пути» (с. 396–397). За счет глубинного погружения в Библию, в произведения Достоевского Т. Касаткина показывает те возможности деятельной любви, которые способствуют переходу человека к гармонии — на иной уровень мышления, бытия, взаимодействия с миром.
Наряду с судьбоносными уроками преображения себя, книга вовлекает в аналитико-синтетическое чтение, и прежде всего — «анализ текста в герменевтическом круге в широком смысле: анализ детали в контексте романа и романа в свете глубинного смысла детали; анализ произведения, написанного для публикации, в контексте черновых записей автора и его записей для себя; анализ текста в контексте корпуса сочинений автора…» (с. 12). Целостность и глубинность, ясновидение и ясноизлагание сопровождены тем, что выверенное и взвешенное исследователем обогащено за счет ее стремления узнать, как слышат Достоевского другие. Введение к книге упоминает летнюю школу в Италии, возникшую в 2013 году благодаря настойчивости преподавательницы литературы электротехнического колледжа Модены. Ее страстное желание научиться читать так, как читает Татьяна Касаткина, их совместный энтузиазм и подвижничество обусловили работу семи сессий летней школы, приостановить которую под силу оказалось только ковиду.
Я слушала записи школы, и в них хорошо ощутимо стремление «во всем» «дойти до самой сути»: сначала — в лекции Касаткиной, затем — в обсуждениях, когда каждый, по Достоевскому, «высказывается весь». Касаткина руководит процессом, своими комментариями и вопросами способствуя перечитыванию текстов, углублению их восприятия, восприятия себя. Коллективная общность работы принципиальна для исследователя и демонстрируемого ею искусства толкования: «Круг вращался в вертикальной плоскости при перечитывании текста каждым, круг вращался в горизонтальной плоскости при переходе высказываний о тексте от одного участника к другому, при смене аналитических личностных центров» (с. 13). Важно приблизиться к пониманию авторского высказывания, с одной стороны, учитывая, с другой — снимая собственные проекции на текст, увидеть и показать другим то, что способен расслышать только ты: каждый в своем истинном размере и конфигурации.
Книгу открывает работа, посвященная определению реалии, роли и важности реального комментария к художественному произведению. Исследователь демонстрирует, как и почему комментарий может быть разрушителен для текста и вреден для читателя: неадекватное авторскому понимание реалий может «перекрыть читателю доступ к заложенным автором уровням восприятия текста, изменить базовые координаты текста…» (с.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 2024