№3, 1976

Строительство коммунизма и личность

Хочу приветствовать инициативу редакции «Вопросов литературы», собравшей за этим «круглым столом» представителей родственных журналов, которые, к сожалению, пока что слишком мало связаны друг с другом. Слушая выступление Т. Хачатурова, я лишний раз убедился в том, что проблемы, волнующие нас – экономистов и философов, историков и литературоведов, – созвучны, близки, порою почти идентичны. Да иначе и быть не может – ведь все мы стремимся осмыслить закономерности строительства нового общества и воспитания нового человека, а это явления взаимосвязанные, и связь здесь глубокая, органическая, всесторонняя. Поэтому координация усилий ученых, работающих в разных областях общественных наук, не только желательна, но и необходима, – это важнейшее условие наиболее эффективного решения тех сложных вопросов, которые выдвигает перед нами сама жизнь.

Т. Хачатуров сосредоточил внимание на актуальных проблемах развития социалистической экономики, и это закономерно – не потому лишь, что он экономист, но еще и потому, что экономика, общественное производство являются основой, базой социальных отношений. Но заметьте: в выступлении Т. Хачатурова речь шла не только о чисто производственных вопросах, а еще в о»человеческом факторе», иными словами, о дальнейшем развитии социалистических норм жизни, социалистического сознания. Очень характерно, что эти два комплекса проблем – собственно экономические вопросы и вопросы укрепления социалистических норм жизни – сегодня оказываются соотнесенными все более тесно, образуя нерасторжимое единство. В партийных документах к XXV съезду КПСС еще раз подчеркнута необходимость «настойчиво воспитывать советских людей в духе коммунистического отношения к труду». Почетный долг и прямая обязанность представителей общественных наук, в какой бы области они ни трудились, – помогать решению этой задачи.

Ленин говорил о том, что успех в соревновании с капитализмом зависит от того, в какой степени мы сумеем поднять производительность труда. Порой эта ленинская мысль воспринимается упрощенно – в том духе, что речь идет лишь о производственных показателях. Но это неверно: такие показатели для нас вовсе не самоцель, высшая по сравнению с капитализмом производительность труда – это лишь средство для осуществления главной задачи, которую выдвинуло коммунистическое учение, – свободного, всестороннего и гармоничного развития человека. Вот единственная самоцель, которую признает в историческом плане марксизм, – развитие человека.

В современных условиях экономические процессы и более широкие процессы развития культуры, развития человека выступают как взаимосвязанные и взаимообусловленные. В самом деле, в целом ряде случаев решение экономических проблем непосредственным образом требует дальнейшего развития человека как личности, его развития в культурном отношении, – речь идет о культуре в широком смысле слова, включая сюда и культуру труда. Вот почему мы все чаще, говоря об экономике, говорим о воспитании и развитии человека.

Мы вступили в пятилетку эффективности и качества. Понятно, эффективность и качество – задача не одной лишь десятой пятилетки, уровень, который будет достигнут за эти годы, в дальнейшем необходимо будет непрерывно повышать. А качество прямо связано с «человеческим фактором», с развитием личности, с повышением культуры народа – культуры в широком значении этого понятия.

Иначе говоря, особую актуальность приобретает проблема воспитания нового человека, и в ее решение как раз и должны вносить существенный вклад наши общественные науки, литература, искусство. Требование эффективности и качества относится, конечно, не только к производству, но и к культуре. И мне представляется, что наш вклад в решение задач всестороннего общественного развития окажется тем весомее, чем эффективнее, качественнее будет работа и ученых, и писателей, и деятелей искусства.

Что нужно здесь понимать под качеством? Полагаю – создание неких эталонных образцов культуры. Речь идет не о формальном мастерстве, а о культуре мышления – художественного и научного. У меня сложилось впечатление, что в последние годы мы нередко слишком уж увлекались поисками решения непосредственно практических, актуальных для данного момента задач. Бесспорно, такие задачи чрезвычайно важны, но не должны при этом исчезать из поля зрения и главнейшие, ответственнейшие проблемы, которые стоят перед философией и экономикой, историей, литературой. Не должна приостанавливаться работа мысли на «глубинном» уровне.

Марксизм создал высочайшие образцы культуры мышления; мы найдем эти образцы, эти эталоны, к какой бы области ни обратились – к экономике или философии, социологии или литературоведению.

Цитировать

Фролов, И. Строительство коммунизма и личность / И. Фролов // Вопросы литературы. - 1976 - №3. - C. 11-16
Копировать