№8, 1962/Обзоры и рецензии

Странная теория

С. В. Шервинский, Ритм и смысл. К изучению поэтики Пушкина, Изд. АН СССР, М. 1961, 272 стр.

Книга С. Шервинского «Ритм и смысл» заинтересовывает солидностью академического названия, за которым чудится попытка исследовать одну из сложнейших задач поэтики.

«Метод, примененный в данной работе, – пишет автор, – не совсем обычен: он основан на изучении произнесенного стиха с раскрытием его содержания и с логической и с эмоциональной стороны» (стр. 5). Произнесенного? Но кем и как? С. Шервинский признается, что «единственным методом, применявшимся в настоящей работе, был метод самослушания, самонаблюдения» (стр.7). Насколько же плодотворны те принципы художественного чтения, из которых исследователь исходит при анализе элементов содержания стиха? Решающее слово здесь принадлежит людям, причастным к этому виду эстрадного искусства. Я же остановлюсь на тех стиховедческих предпосылках, которые положены автором в основу теоретических рассуждений и их практического применения.

Автор поднимает забытый и нерешенный вопрос о слоговых долготах в стихе. В русском языке, по мнению С. Шервинского, долгий слог – это ударный, а краткий слог – неударный: «У нас долгота совпадает с ударением, она, так сказать, поглощается им» (стр. 18). При этом С. Шервинский ссылается на Ломоносова, который, следуя за немецкими филологами XVIII века, установил аналогию между древнегреческим и русским метрическим стихом: там-долгие и краткие слоги, а у нас им соответствуют слоги ударные и неударные. Но Ломоносов, как известно, упустил из виду одно важное обстоятельство: античные языки тоже имеют ударные и неударные слоги.

Конечно, русский ударный слог чуточку протяженнее неударного. Но С. Шервинский условно допускает, что он вдвое длиннее. А раз так, то пушкинский четырехстопный ямб с четырьмя ударными слогами («Пора, пора! Рога трубят») нужно принять за эталон долготы этого стиха; если же ямбическая строка держится на двух акцентах» («Как мимолётное виденье»), то она по времени вдвое короче четырехакцентной строки. Для соблюдения «равновеликости» с укороченной строкой с нею нужно что-то сделать. Но что? На это С. Шервинский отвечает: «При произнесении стихов с недостающим числом ударений (?) возникает целый ряд явлений, которые, в общем, сводятся к компенсации убыли времени» (стр. 30). Автор разъясняет, что эта операция производится путем растяжения ударного слога или путем применения межсловесной паузы. На 270 страницах следуют сотни примеров применения этой нехитрой «теории компенсаций» в стихах Пушкина. И если паузы кое-где в тексте проставлены, то растяжения нигде не отмечены. Испытанию подвергаются лишь четырехстопный и пятистопный ямбы. Трехсложные размеры «менее подвержены компенсации» (стр. 40): Это значит, что «теория компенсаций» не в состоянии обслужить все метрические стихи. Что нового дает нам, например, следующая обработка «куплета» (по выражению автора):

В пустыне чахлой и скупой.

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит – один во всей вселенной…

По поводу известной пушкинской строки автор пишет: «Формула произнесения (приблизительная!) приобретает такой вид:

Яд каплет сквозь его кору…

или по условному счету мор: 2 + + 2+ 1 + 11/2 + 1 + 11/2 + 1 + 2 = 12″ (стр. 48).

Как мы видим, таинственные интересы декламации потребовали применения в одном стихе трех видов долготы: двухдольной, полуторадольной и однодольной. Вряд ли найдется хоть один декламатор, который сможет соблюсти эту аритмичную цифровую разбивку стиха на аптекарские дозы.

В предисловии к книге говорится: «Выделяя в данной работе явления в произнесенном стихе, зависящие от его построения во временной протяженности, и ставя их в связь с требованиями смысла, в широком значении этого понятия, мы тем самым, вступаем в область выразительности, которая является средством реализации этих явлений для нашего восприятия» (стр. 5). Постановка вопроса интересная. Но на практике смысловые комментарии к стихам носят порой комический характер. Например, по поводу строки из стихотворения «Пророк» – «И гад морских подземный ход» – автор с потрясающей серьезностью пишет: «Самая образность стиха 13-го не такова, чтобы в данном контексте следовало ее выставить напоказ. «Морские гады» помещены достаточно на свое место, чтобы не перерасти из своей условности (обобщенности) в осьминогов, полипов или в иную конкретизированную фауну. С другой стороны, образ «хода» этих «гадов» как нельзя лучше выражен именно ровным движением ямба» (стр. 74 – 75).

Возвращаясь к «теории компенсаций», нужно сказать, что она имела бы под собой реальное основание, если бы стих рассматривался иначе, чем у С. Шервинского. Прежде всего вопрос должен, на мой взгляд, идти не о декламационных, а о структурных паузах и слоговых долготах в метрическом стихе. В стихах силлабо-тонической структуры долгих слогов нет, но есть концевые структурные паузы определенной долевой длины; они восполняют «пространство» стиха до уровня контрольного ряда. Так, например, мы совершенно отчетливо чувствуем двухдольную концевую паузу в пушкинских стихах пятистопного ямба (трехкратный четырехдольник второй):

В ней / вкус выл обра/зованный. О/на

Ч и/тала сочи/ненья Эми/на.

В первом стихе две паузы; первая, логическая, перед «Она», а вторая, двудольная структурно-ритмическая, в конце стиха.

Подобное структурное понимание ритма в метрическом стихе, думается, даст теоретикам, поэтам и чтецам больше, чем чисто эстрадное толкование, зыбкое по своей подчеркнутой условности и дилетантское по методологии.

Неприятны некоторые неряшества в тексте книги. Так, на стр. 11 сказано: «В 1793 г. Ломоносов писал в своем «Письме о правилах российского стихотворства»…» Увы, Ломоносова в это время уже не было в живых, его «Письмо» написано в 1739 году. На стр. 28 в двух абзацах помещены искаженные опечатками ямбические схемы. В конце стр. 51 32-й стих из «Анчара» назван 31-м.

Подытоживая свои впечатления о«теории временных компенсаций» С. Шервинского

Цитировать

Квятковский, А. Странная теория / А. Квятковский // Вопросы литературы. - 1962 - №8. - C. 203-204
Копировать