№4, 1961/Обзоры и рецензии

Среди журналов и газет

В ЛИТЕРАТУРНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ

«Творчество молодых», «В литературном объединении», «Создано литобъединение», «Наша литературная группа», «Литературный кружок моряков», «Литературная страница» – такие заголовки все чаще можно увидеть на полосах республиканских, областных, городских и районных газет.

Иногда это короткая информация об очередном заседании литературного объединения, иногда выступление его руководителя, где подводятся итоги многолетней работы, иногда произведения молодых поэтов и прозаиков с небольшой врезкой, в которой кратко говорится о тех, кто выступает в газете.

Созданы литобъединения при редакции атяшевской районной газеты «За коммунизм» («Советская Мордовия», Саранск, 13 марта 1960 года), при ямальской районной газете «Правда тундры» («Красный Север», Салехард, 16 февраля I960 года), при ленинградской газете «Строительный рабочий» совместно с клубом строителей («Строительная газета», Москва, 21 февраля 1960 года). В их планах – не только обсуждение произведений начинающих писателей, но и знакомство с теорией литературы, стихосложением.

Рабочие, инженеры, учителя – члены литобъединения, которое существует около десяти лет при центральной библиотеке автозавода и газете «Автозаводец» («Горьковская правда», 8 октября 1960 года), – обсуждают новинки отечественной и зарубежной литературы, знакомятся с основами литературного мастерства.

Интересное начинание осуществила литературная группа завода «Ростсельмаш» совместно с областным отделением Союза писателей; ими был проведен первый на заводе День поэзии, в котором приняли участие В. Жак, И. Ковалевский, Л. Шемшелевич, Д. Долинский, С. Сергеев, А. Гриценко и др. Одновременно был организован книжный базар и выставки «Больше поэтов хороших и разных» и «Твой любимый поэт».

Тесно связано со Сталинским областным издательством литобъединение «Кочегарка». Одно из его заседаний было посвящено обсуждению тематического плана издательства на 1961 год («Кочегарка», Горловка, 21 мая 1960 года), где было предложено издать на общественных началах сборник, составленный из произведений членов литературного объединения Горловки.

Частые гости в литературных объединениях – писатели и критики, некоторые из них – постоянные руководители литгрупп. Так, секцией прозы литобъединения при газете «На боевом посту» (Москва) руководит П. Шебунин, секцией поэзии – Ю. Леднев. За последнее время здесь побывали А. Коваленков, Ю. Друнина, А. Безыменский и др. На собраниях горьковских автозаводцев присутствовали В. Половинкин, Л. Шерешевский, литовские поэты, а также гости из Москвы – Л. Озеров, Б. Окуджава, Б. Слуцкий. На Северном флоте были Н. Флеров, Д. Ковалев, Ю. Семенов, А. Турков и др.

В целом ряде статей говорится о недостатках в работе литобъединений – прежде всего о недостаточно высоком качестве произведений.

Во многих заметках подчеркивается «необходимость более строго подходить к произведениям, которые могут быть рекомендованы к опубликованию» («Грозненский рабочий», 16 февраля 1960 года). «Сделано немало, – пишут Н. Володарский и А. Козулин, члены литгруппы «Ухта» («Красное знамя», Сыктывкар, 5 апреля 1960 года). – Но… среди членов литобъединения еще мало рабочей молодежи, учащихся техникумов, старшеклассников средних школ. Наши авторы – редкие гости в общежитиях, в цехах заводов, на буровых, нефтяных и газовых промыслах. Много еще предстоит нам сделать, чтобы преодолеть в творчестве Мелкотемье, художественное несовершенство».

Заметки содержат и замечания в адрес некоторых существенных организаций, которые не уделяют достаточного внимания работе литобъединений.

«Библиотека сибирского романа». Об этом издании, предпринятом Новосибирским книжным издательством в 1959 – 1981 годах, пишет В. Трушкин в «Восточно-Сибирской правде» (Иркутск, 17 декабря 1960 года). В это многотомное издание, по замыслу редакции, должны войти «лучшие произведения дореволюционной и советской литературы, выдержавшие испытание временем и полюбившиеся читателям», в том числе «Шаг за шагом» И. Федорова-Омулевского, «Николай Негорев или Благополучный россиянин» И. Кущевского, «Горные орлы» Е. Пермитина, «Поэма о фарфоровой чашке» Ис. Гольдберга, «Строговы» Г. Маркова, «Даурия» К. Седых, «Ворель» и «Золото» П. Петрова и др. Каждая книга снабжена квалифицированным предисловием.

¦ «В поисках закономерностей творчества». В двух последних номерах журнала «Сибирские огни» за прошлый год опубликована новая статья В. Михайлова «В поисках закономерностей творчества», которая как бы продолжает его статью «Мышление в образах» (в нашем журнале был напечатан отклик на нее Л. Исаровой, 1960, N 4).

Статья В. Михайлова – своего рода литературное эссе. Большой историко-литературный материал, которым свободно оперирует В. Михайлов, естественно, а совсем не в качестве «перечислительных примеров» входит в рассуждения автора.

Но прежде всего статья В. Михайлова заинтересовывает исследовательской мыслью. Автор ставит несколько проблем; для кого творит художник, в чем состоит оригинальность, смелость, самобытность таланта, как отражается личность писателя в произведении, что такое типическое и т. д.

¦ За писательским столом. Калужская газета «Знамя» (18 декабря 1960 года) напечатала беседу с К. Паустовским. Писатель поделился своими мыслями о литературном труде, планами на будущее.

«Написал я за свою жизнь, в том числе и в Тарусе, – сказал К. Паустовский, – как будто бы и немало. Но мне всегда кажется, что все написанное – это только начало настоящей, большой работы, а она еще вся впереди. Но если принять во внимание, что через полтора года мне исполнится семьдесят лет, то мысль о том, чтобы написать все задуманное, может показаться неосуществимой. Но с возрастом к человеку приходит опыт…

Видите эту пачку писем? – сказал далее К. Паустовский, – Их приходит от читателей очень много. Судьбы литературы волнуют не только писателей, но и читателей.

Читательские письма – это, так сказать, итоги работы коллективной памяти. В них не только оценивается работа писателя, но и подсказываются не отраженные в книгах события, имена людей, заслуживающих того, чтобы о них написали, разбросано много интересных мыслей и фактов.

В следующем году (в 1961) я думаю начать писать шестую автобиографическую повесть. Напишу несколько рассказов. Давно думаю над книгой о писателях, почему-то оказавшихся незаслуженно забытыми, таких, как Андрей Платонов, например. Мечтаю еще в книге как бы философского и вместе о тем несколько фантастического плана».

¦ Из истории декабризма. Раскрыть деятельность кишиневской управы декабристов – эту важную, но мало исследованную страницу из истории движения декабристов в России вообще и в Молдавии в особенности – поставил своей целью И. Иовва в N 12 журнала «Днестр». Привлекая архивный, исторический и литературный материал, автор раскрывает роль М. Ф. Орлова, В. Ф. Раевского, П. С. Пущина и др. в декабристском движении. В частности, он останавливается на связях кишиневских декабристов с А. С. Пушкиным, участниками греческого восстания 1821 года – гетеристами, членами масонской ложи «Овидий» и т. д.; в статье рассказывается также об отношении Раевского и других к бессарабской истории и культуре.

К 100-летию со дня смерти Т, Г. Шевченко. В N 12 журнала «Советская Украина» напечатана статья П. Попова «Из раннего творчества Шевченко-художника». Автор рассказывает об участии поэта в иллюстрировании литературного сборника конца 30-х – Начала 40-х годов «Наши», вокруг которого группировались многие писатели и художники: Лермонтов, Одоевский, Панаев, Соллогуб, Лажечников, Даль, Квитко-Основьяненко, Гребенка, Тимм, Клодт, Ковригин, Неттельгорст и др. Шевченко был приглашен для иллюстрирования очерка Квитко «Знахарь», – известны два варианта его рисунка сельского знахаря.

Многие исследователи ошибочно полагали, как доказывает П. Попов, что Шевченко принадлежат и двенадцать анонимных виньет к атому же очерку. П. Попову удалось установить подлинного автора этих рисунков, – они сделаны были Егором Ильичом Ковригиным (Ильичом).

«Закарпатская правда» (Ужгород, 11 декабря 1960 года) поместила большую статью акад. А. Белецкого «Поэт мирового значения». Определяя место и роль Т. Шевченко в развитии мировой литературы, А. Белецкий подчеркивает, что здесь нельзя ограничиться «фактами, именами, цитатами», которые свидетельствовали бы о популярности, славе поэта за границей, – а «необходим конкретно-исторический, историко-литературный подход к данной проблеме». А. Белецкий сравнивает творчество Кобзаря с творениями Шелли, Бёрнса, Беранже, поэтов-чартистов и французских поэтов июльской революции и приходит к выводу, что никто из них не поднялся «до таких высот гневного, пламенного, страстного протеста против существующего строя, против строя, основанного на эксплуатации человека человеком».

«Из прошлого». В этом разделе журнала «Дон» (N 12) появились две заметки: В. Шумова «Возвращаясь с Кавказа…» и Ал. Лесса «Домашний врач Толстого».

Автор первой из них уточняет место действия рассказа «Метель», в основу которого положен подлинный факт из жизни Л. Толстого. Вторая – рассказывает о Д. В. Никитине, который был домашним врачом Л. Толстого в Гаспре и в Ясной Поляне, приводит его воспоминания.

«В Толстом клокотала, – рассказывал Д. Никитин, – творческая сила такой громадной напряженности, какую мне не приходилось встречать… Я не раз буквально умолял его не работать, потому что малейшее напряжение могло ему стоить жизни, но Лев Николаевич не слушался. Очень трудный он был «пациент»! В моей… памяти Толстой запечатлелся как труженик, не покладавший рук, как писатель, который находился… в непрерывном процессе искания и созидания».

«Где писалось «Горе от ума»?» Выступление Н. Милонова («Коммуна», Тула, 18 декабря 1960 года) заслуживает внимания постановкой вопроса об уточнении одного из спорных фактов творческой биографии Грибоедова – где завершалось написание знаменитой комедии? Это тем более важно, подчеркивает Н. Милонов, что, несмотря на многочисленные фактические данные, прочно вошедшие в научный обиход и позволяющие считать, что третье и четвертое действия созданы писателем в с. Дмитровском, в тульской краеведческой литературе неоднократно приходится встречать неправильное утверждение, будто работа над «Горем от ума» в конце лета 1823 года происходила в с. Екатериновке.

Новое о Куприне. «Недавно стали известны, – пишет И. Абламов («Комсомольская правда», 18 декабря 1960 года), – новые документы, связанные с жизнью А. Куприна. Их передали из семейных архивов сыновья грека с острова Корфу Андреаса Спинуласа, который долгое время провел в России и хорошо знал писателя. Среди них – шестой том собрания сочинений писателя в дореволюционном издании с дарственной надписью, его фотография и письма. Интересна надпись писателя, свидетельствующая о глубокой любви Куприна к другим народам, о его вере в их светлое будущее: «Дорогому Андрею Дионисовичу Спинуласу на память от автора, который верит, что наступит время, когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся. А. Куприн. 1910 год, осень, Одесса».

Письма Бунина. В воронежской газете «Коммуна» (10 декабря 1960 года) напечатана небольшая заметка И. Пиккиева о письмах И. Бунина к В. С. Миролюбову – редактору-издателю «Журнала для всех». Письма эти хранятся в Ленинграде – в архиве Института русской литературы Академии наук СССР.

«Ценная находка». В газете «Комсомолец» (Петрозаводск, 4 декабря 1960 года) появилось сообщение В. Сигала о неизвестном ранее письме А. Толстого, написанном 15 марта 1943 года и адресованном «старшему сержанту Бабурову и его группе бойцов» – в ответ на присланное ими письмо. «Мне важно знать, – пишет А. Толстой, – что Вы, защитники Родины нашей, цените мои статьи и они помогают Вам в борьбе… Вы пишете мне о том, чтобы я написал большой роман, в котором была бы отражена вся наша небывалая эпоха. Я задумал такой роман, и как только соберу достаточно материалов, начну писать его».

Материалы к Неверовской научной конференции продолжает печатать «Волжская коммуна» (Куйбышев). Так, в своей статье (9 и 10 декабря) М. Мацкевич и Н. Страхов приводят новые архивные данные, позволяющие уточнить многие факты биографии и творчества писателя: точно установлена дата его рождения-» 12 (24) декабря 1886 года, стало более ясным его участие в революции 1905 года; приводится единственное сохранившееся сатирическое стихотворение периода первой мировой войны «Песнь про Логина (вестового канцелярии 4-й роты)», некоторые письма и другие материалы.

2 декабря 1960 года к 10-летию со дня смерти П. Бажова в «Вечернем Свердловске» напечатаны два неоконченных его сказа – «Теплая грань» и «Хозяйкино зарукавье», продолжающих цикл сказов о семье Данилы-мастера.

Журналы и альманахи в 1961 году

О планах журнала «Шарк юлдузи» на страницах «Советской Бухары» (18 декабря) рассказывает сотрудник журнала А» Тагаев: в Нем будут опубликованы новые произведения Ш. Рашйдова, К. Яшена, Х. Гуляма, А. Якубова, Г. Гуляма, Зульфии и др.; рассказы и очерки И. Рахимова, Х. Надира, Ю. Шамшарова о героях семилетки, произведения писателей братских республик и зарубежных стран.

Редакция «Советской Киргизии» (3 января 1961 года) рассказала своим читателям о планах журнала «Алатоо». В этом году, как говорит главный редактор К. Каимов, в журнале будут напечатаны новые романы М. Борбогулова «Парень из аула», Т. Сыдыкбекова «Кыйраган-Зоо» («Взятая высота»), М. Байтемирова «Гнездо», К. Джантошева «Мальчик из Хан-Тенира».

«Литературный Киргизетан», – сказал А. Сальников, главный редактор журнала, -опубликует повесть Ф. Самохина «Дом моего отца», воспоминания участника Великой Отечественной войны, летчика, трижды Героя Советского Союза Талгата Бегельдинова.

«Армавирская коммуна» (18 декабря) знакомит с планами альманаха «Кубань». В нем появятся лучшие романы, повести, рассказы, стихи писателей края; вводятся постоянные разделы «Голоса молодых» и «Они работали на Кубани». Последний рассказывает о том, как жили и трудились в крае виднейшие советские писатели А. Фадеев, Д. Фурманов, В. Ставский, Ф. Гладков. Расширяются разделы «Из летописи Кубани», «Критика и библиография» и др.

Цитировать

От редакции Среди журналов и газет / От редакции // Вопросы литературы. - 1961 - №4. - C. 243-246
Копировать