№10, 1971/Литературная жизнь

Среди журналов и газет

Неопубликованная речь М. Рыльского. В фондах литературно-мемориального музея М. Рыльского хранится текст речи писателя, произнесенной им по Всесоюзному радио накануне 46-й годовщины Октября, в 1963 году. Текст этой речи опубликовала «Рабочая газета» (Киев, 11 мая 1971 года).

– Литература наша, – говорил Рыльский, – должна говорить об огромном, ни с чем не сравнимом отрезке мировой истории, о событиях, которые произошли на колоссальных пространствах земли, о новых формах быта, человеческих отношений.

Одним из самых трудных жанров в литературе, – продолжал поэт, – мне представляется разговор о самой литературе. Как идет она, куда идет, куда должна идти? Сомненья нет: идет она и должна идти по пути правды. Ни фальшивое приукрашивание действительности, ни тенденциозное подчеркивание отрицательных сторон нашей жизни не могут считаться верным методом нашего писательского дела. Советская литература и советское искусство партийны. Я далек от того, чтобы отрицать пейзаж в живописи, чистую лирику в поэзии, Но я убежден, что люди, живущие в социалистическом обществе, в обществе, идущем к коммунистическому будущему, мыслят и видят мир совсем не так, как мыслят и видят мир люди с капиталистическим мировоззрением. Я с гордостью думаю, что именно литература является голосом народа. Неспроста же говорим мы: народ Шекспира и Байрона, народ Гёте и Шиллера, народ Пушкина и Горького, народ Шевченко и Франко. И тем сильнее должны мы, литераторы, чувствовать свой долг и свою ответственность перед народом.

Далее в своей речи Рыльский остановился на понятиях народного и национального в литературе. Народность и национальность, сказал он, – краеугольные камни художественного творчества. Подлинная поэзия, подлинное искусство – плоды горячего патриотизма. Стихи Твардовского и Прокофьева, стихи Тычины и Малышко дороги нам своей национальной красотой. Эта красота органически сочетается с интернационалистическим содержанием, с незыблемым чувством дружбы народов. Все тона и краски должны идти на службу великой идее. Наше искусство – это искусство, посвященное красивому и здоровому человеку-труженику, его радостям, его горестям, его борьбе. Никто не станет отрицать, что в основе нашей эстетики лежит труд, точнее, социалистический труд, то есть труд коллективный, разумный, красивый, вдохновенный. Задача художника – отобразить все многообразие жизни… Наши писатели, наши художники – дети трудового народа, плоть от плоти и кость от кости его. И мы верим, что наша литература, наше искусство текут по верному руслу и дадут творения необыкновенной силы и красоты.

Писатели у студентов.«Что такое клуб? – спрашивал я себя. – Да еще клуб такого института, как Педагогический институт имени А. И. Герцена?» Это, конечно, прежде всего место встреч, дискуссий. Встреч с многими представителями современной науки, литературы и искусства, затем с многочисленными сверстниками – гостями-иностранцами и студентами других институтов, затем все виды спорта, самодеятельности и всякое другое…» – писал Н. Тихонов в правление клуба Ленинградского педагогического института имени Герцена.

Первым писателем, читавшим в этом студенческом клубе свои произведения, был М. Горький. Дважды выступал перед студентами Маяковский – в октябре 1929 и в марте 1930 года.

Сейчас в клубе института практически действует 13 отраслевых клубов, среди которых особое место занимает литературно-дискуссионный. Он был создан в конце 20-х годов. В клубе устраиваются лекции и доклады о творчестве писателей, сообщения о той или иной литературной новинке, обсуждения актуальных литературных проблем. Наиболее популярная форма работы – встреча с писателями. В разные годы перед студентами выступали А. Фадеев, А. Гайдар, Л. Кассиль, И. Эренбург, А. Безыменский, В. Катаев, А. Прокофьев, К. Симонов, А. Сурков, К. Федин, С. Щипачев, М. Дудин, Л. Ошанин и многие другие писатели. Во время ленинградской блокады В. Инбер выступила с чтением «Пулковского меридиана».

После своего выступления в клубе в 1952 году Л. Кассиль писал: «Будучи не поэтом, а прозаиком, да еще детским, и не заготовив предварительно никаких экспромтов, скажу просто: сегодняшняя встреча в дискуссионном клубе института имени Герцена еще раз убедила меня в том, что нет на свете лучшей аудитории, чем наша школьная и студенческая молодежная громада!»

«426-е собрание дискуссионного клуба запомнится мне страстным, взволнованным, нетерпимым к ошибкам и фальши, боевым духом, каким был насыщен переполненный зал. Вера Кетлинская, 15.XII.1952 года».

2 февраля 1953 года О. Берггольц записала: «Сегодня выступала на 611-м заседании литературно-дискуссионного клуба… То сердечное внимание, с которым студенты слушали мои стихи о Сталинграде, надолго, надолго запомнится мне и поможет в дальнейшей работе».

Цитировать

От редакции Среди журналов и газет / От редакции // Вопросы литературы. - 1971 - №10. - C. 247-251
Копировать